Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1
Выпишите варианты использования фонограмм и других материалов, полученных в результате прослушивания телефонных и иных переговоров разрабатываемых лиц.
Ответ: после возбуждения уголовного дела фонограммы и видеофонограммы, полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий, прослушиваются и просматриваются в рамках осмотров предметов и документов, а затем приобщаются к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств.
Фонограммы, получаемые субъектами оперативно-розыскной деятельности, могут выступать в качестве средства совершения преступления, сохранять его следы, содержать сведения о фактических данных, имеющих значение доказательств, являться средством обнаружения преступления и установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Зафиксированные на материальном носителе сведения об имевших место переговорах, их обстоятельствах, месте и времени, участниках и их речевом поведении, содержательно-смысловой направленности высказываний приобретают особую значимость в уголовно-процессуальном доказывании.
Для оценки достоверности фонограммы как доказательства в следственной и судебной практике, как правило, назначают судебную фоноскопическую экспертизу, на разрешение которой ставится вопрос о признаках монтажа и иных изменений, привнесенных в фонограмму в процессе ее записи или после ее окончания.
Задание 2
Выпишите основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Ответ: действующая редакция Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об оперативно-розыскной деятельности» не содержит определения «основания проведения оперативно-розыскных мероприятий», поэтому среди специалистов в области теории оперативно-розыскной деятельности данный вопрос является спорным.
Проанализировав имеющиеся точки зрения, можно прийти к выводу о том, что основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий – это оформленные надлежащим образом фактические данные (сведения), при наличии которых у оперативного сотрудника появляется законодательно закрепленная возможность провести оперативно-розыскные мероприятия.
В связи с законодательным закреплением оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий среди ученых существуют две точки зрения на вопрос, является ли установленный перечень этих оснований исчерпывающим или нет. Сторонники первой точки зрения считают, что, с учетом того, что законодатель не сделал специальной оговорки о закрытом (исключительном) перечне оснований, перечисленных в статье 7 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об оперативно-розыскной деятельности», возможно определять основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий как из иных норм Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об оперативно-розыскной деятельности», так и из предписаний ведомственных нормативных актов. Сторонники другой точки зрения считают, что перечень оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий является исчерпывающим.
Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий закреплены в статье 7 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об оперативно-розыскной деятельности». Они разделены на три группы, которые содержатся в разных частях данной статьи:
- основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, непосредственно направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, и без вести пропавших лиц (часть 1 статьи 7 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об оперативно-розыскной деятельности»);
- основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на сбор сведений, необходимых для принятия решений о допуске отдельных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, и некоторым видам деятельности, а также на обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об оперативно-розыскной деятельности»);
- основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях добывания информации, необходимой для решения задач в области противодействия коррупции.
К первой группе относятся шесть оснований для проведения всех оперативно-розыскных мероприятий:
1. наличие возбужденного уголовного дела (пункт 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об оперативно-розыскной деятельности»). Значительную роль в получении доказательств играют результаты оперативно-розыскных мероприятий из-за того, что оперативно-розыскные данные позволяют в сокращенные сроки и без нарушения законодательства получить процессуальные доказательства. В данном случае оперативно-розыскные мероприятия значительно повышают эффективность следственных действий, они направлены на собирание информации по возбужденному уголовному делу.
Наличие возбужденного уголовного дела может выступать основанием проведения оперативно-розыскных мероприятий в двух ситуациях:
- в случае нахождения такого дела в производстве органов дознания;
- в случае необнаружения совершившего преступление лица по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя.
2. Сведения, ставшие известными оперативным подразделениям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (пункт 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об оперативно-розыскной деятельности»). К числу таких сведений закон относит сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для возбуждения уголовного дела.
Такие сведения содержатся в устных и письменных сообщениях и заявлениях о преступлениях, поступающих по официальным каналам от граждан, должностных лиц предприятий, учреждений и организаций и рассматриваются уголовно-процессуальным законодательством в качестве поводов для возбуждения уголовного дела. Поскольку не всегда в поступивших заявлениях и сообщениях содержится достаточно данных, указывающих на признаки преступления, то для их получения могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия.
Кроме официальных заявлений и сообщений о совершенных преступлениях в органы внутренних дел поступает иная информация: сообщения из лечебных учреждений о поступлении граждан с травмами криминального характера; об утрате гражданами при криминальных обстоятельствах документов, удостоверяющих личность; о срабатывании охранной сигнализации; публикации в средствах массовой информации; сообщения страховых компаний о возникновении страховых случаев в результате совершения преступления; оповещения об авариях, пожарах, несчастных случаях с людьми; рапорты сотрудников органов внутренних дел о непосредственно ими обнаруженных или выявленных происшествиях; некоторые другие сообщения. Эти сведения регистрируется в специальном журнале учета информации, находящемся в дежурной части органа внутренних дел, и по ним проводится обязательная проверка, в том числе путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий.
Анонимные сообщения, поступающие в органы внутренних дел, если в них идет речь о подготовке или совершении преступлений, следует рассматривать в качестве оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Сведения о признаках подготавливаемого или совершенного преступления могут быть получены в результате поисковой работы (оперативного поиска) сотрудников оперативных подразделений. Такой поиск осуществляется в соответствии с должностными обязанностями и направлен на выявление скрытых преступлений, заявления и сообщения о которых по официальным каналам не поступают (например, о фактах незаконного сбыта оружия, наркотиков и т. д.).
Одной из разновидностей сведений, являющихся основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, следует рассматривать данные о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, которые могут содержаться постановлениях о розыске обвиняемого, розыскных заданиях, оперативно-справочных учетах, а также в информации, полученной из агентурных источников.
Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий могут выступать сведения о лицах, без вести пропавших, а также об обнаружении неопознанных трупов, которые могут содержаться в заявлениях и сообщениях граждан и должностных лиц.
Установление личности неопознанных трупов не входят в задачи оперативно-розыскной деятельности, сформулированные в статье 2 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об оперативно-розыскной деятельности», однако сведения об обнаружении неопознанных трупов рассматриваются законодателем в качестве основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Необходимость их проведения возникает, как правило, в случаях обнаружения на трупе признаков насильственной смерти.
3. Поручение следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
Поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий как процессуальная форма взаимодействия органов, осуществляющих уголовное судопроизводство и оперативно-розыскную деятельность, предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством. Согласно пункту 4 части 2 статьи 38 и части 4 статьи 157 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Поручения и указания органам, осуществляющим оперативно-розыскные мероприятия, не должны содержать предписаний о проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий, их месте, времени и тактике. Все эти вопросы оперативные сотрудники решают самостоятельно.
Что касается поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, исходящих от органов дознания и суда, то здесь необходимо иметь в виду, что уголовно-процессуальное законодательство не закрепило за ними этого права. Однако у тех органов дознания, которые не наделены полномочиями на проведение оперативно-розыскных мероприятий, такая потребность может возникнуть. В частности, у специализированных подразделений дознания органов внутренних дел есть необходимость в даче поручений оперативным подразделениям о проведении оперативно-розыскных мероприятий. В этом случае представляется необходимым, используя принцип аналогии, распространять право следователя на дачу поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий на полномочия дознавателя.
В тех случаях, когда уголовное дело находится в производстве органа дознания, наделенного полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности, решение о проведении мероприятий, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об оперативно-розыскной деятельности», принимается им по собственному усмотрению.
4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность при наличии других оснований, указанных
Фрагмент для ознакомления
3
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 10.04.2021). – Текст: электронный.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 10.04.2021). – Текст: электронный.
3. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 08.12.2020, с изм. от 30.12.2020) «О статусе судей в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 10.04.2021). – Текст: электронный.
4. Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 10.04.2021). – Текст: электронный.
5. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 10.04.2021). – Текст: электронный.
6. Федеральный закон от 12.02.2001 № 12-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 10.04.2021). – Текст: электронный.
7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 24.03.2021) // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 10.04.2021). – Текст: электронный.
8. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021) // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 10.04.2021). – Текст: электронный.
9. Указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 (ред. от 10.12.2020) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 10.04.2021). – Текст: электронный.
10. Определение Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 № 345-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города Липецка о проверке конституционности части четвертой статьи 32 Федерального закона от 16 февраля 1995 года «О связи»» // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 10.04.2021). – Текст: электронный.
11. Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 N 629-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Абдулхамидова Ахмедшапи Гамзатовича на нарушение его конституционных прав положениями статей 8 и 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», а также статей 7, 29 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»// СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 10.04.2021). – Текст: электронный.
12. Галяшина, Е. И. Проблемы использования в доказывании по уголовным делам фонограмм, получаемых по результатам оперативно-розыскных мероприятий / Е. И. Галяшина. – Текст: непосредственный // Судебная власть и уголовный процесс. – 2018. – № 2. – С. 38-48.
13. Гусев, В.А. Теория оперативно-розыскных процедур / В. А. Гусев. – М.: Проспект, 2019. – 336 с. – Текст: непосредственный.
14. Запивалов, Д. А., Ложкин, Ю. А. Некоторые основания проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан / Д. А. Запивалов, Ю. А. Ложкин. – Текст: непосредственный // Евразийский юридический журнал. – 2020. – № 12 (151). – С. 367-369.
15. Одношевин, И. А. Основания осуществления оперативно-розыскных мероприятий - гарантия конституционных прав граждан, вовлеченных в сферу оперативно-розыскной деятельности / И. А. Одношевин. – Текст: непосредственный // Актуальные проблемы российского права. – 2019. – № 5. – С. 152 - 158.
16. Омелин, В. Н. О прослушивании телефонных переговоров с учетом решений Конституционного суда / В. Н. Омелин. – Текст: непосредственный // Закон и право. – 2019. – № 4. – С. 140-142.
17. Омелин, В. Н. О классификации законодательных условий проведения оперативно-розыскных мероприятий / В. Н. Омелин. – Текст: непосредственный // Закон и право. – 2019. – № 7. – С. 158-161.
18. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел. Общая часть: Электронное учебное издание / С. В. Баженов, Л. А. Бакланов, Д. А. Васильченко, В. А. Гусев [и др.]. – Омск: Омская академия МВД России, 2020. — 206 с. – URL: https://ordrf.ru/uchebnik/page98.html (дата обращения: 10.04.2021). – Текст: электронный.
19. Проулочнов, Д. В. К вопросу о понятии «снований проведения ОРМ» в современном российском законодательстве / Д. В. Проулочнов. – Текст: непосредственный // Дневник науки. – 2020. – №5 (41). – С. 83-87.