Фрагмент для ознакомления
2
Выписать следующие понятия (найти их можно в учебниках по социологии и в Интернете)
Социальная общность, её виды
Социальная общность – реальное объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют себя) как коллективный субъект социального действия.
Виды:
Социально-территориальные общности – наличием экономических, социальных, политических и иных связей между людьми в рамках пространственно-ограниченных социальных структур.
Демографические общности – рассматриваются в связи с критериями пола и возраста.
Этнические общности – к признакам собственно этнической социальной общности принято относить единый язык, общие черты и стабильные особенности культуры и психологии, этническое самосознание.
Общности, сформированные в зависимости от способов возникновения и функционирования: формальные и неформальные, официальные и неофициальные.
Сформированные с учетом критериев времени – этнические общности или социальная общность митингующих.
По степени устойчивости: кратковременные, средней устойчивости, устойчивые.
По размерам: большие, средние и малые.
По содержанию: социально-экономические, социально-этнические, социально-демографические, социально-профессиональные, социально-территориальные.
Социальная группа (реальная, номинальная, искусственная, референтная, малая, большая, первичная, вторичная)
Социальная группа – это объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, на котором основано их участие в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Реальная – совокупность людей, выделенная по осознаваемым людьми реальным признакам (полу, возрасту, национальной или религиозной принадлежности, профессии и т.п.) Примеры: мужчины, женщины, студенты, врачи, горожане, мусульмане и др.
Номинальная – совокупность людей, выделенная для целей статистического учета населения, искусственно сконструированная социальная категория. Примеры: пассажиры пригородных поездов, шахматисты, покупатели определенного продукта и др.
Искусственная – это группа, которая образована специально, ради решения какой-либо частной задачи, и после решения этой задачи такая группа, как правило, перестаёт существовать. Пример: лабораторная группа и др.
Референтная – реально существующая или воображаемая группа, нормы которой служат образцом. Примеры: компания во дворе, герои книги и др.
Малая – состав 2-30 человек, непосредственные контакты между членами группы, у каждого своя функция и общие цели, общность интересов. Примеры: семья, друзья, производственная бригада, школьный класс.
Большая – многочисленность, одинаковое положение членов группы в структуре общества, общность интересов, отсутствие прямых контактов между членами группы. Примеры: сословия, классы, социальные слои, возрастные группы (молодежь, пенсионеры), профессиональные группы (научное общество) и др.
Первичная – это совокупность людей, которые хорошо знают друг друга и вступают в непосредственное взаимодействие, межличностные отношения. Связи между членами группы очень тесные, предполагают взаимную поддержку, группа влияет на людей, которые входят в её состав. Примеры: семья, друзья, соседи по площадке.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Волков, Ю.Г. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский. – М.: Альфа-М, НИЦ ИНФА-М, 2017. – 224 с.
2. Волков, Ю.Г. Социология. Учебник для студентов вузов; Под ред. В.И. Добренькова. 2-е издание. – М.: Социально-гуманитарное издание; Р/н Д: Феникс, 2017. – 572 с.
3. Горелов, А.А. Социология в вопросах и ответах / А.А. Горелов – М.: Эксмо, 2017. – 316 с.
4. Добреньков, В.И. Социология: Краткий курс / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 231 с.
5. Казаринова, Н.В. Социология: Учебник для вузов / Н.В. Казаринова. – М.: NOTA BENE, 2018. – 269 с.
6. Кравченко, А.И. Общая социология: Учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко – М.: Юнити, 2017. – 479 с.
7. Самыгин, С.И. Социология: 100 экзаменационных ответов / С.И. Самыгин, Г.О. Петров. – 3-е издание. – М.: МарТ, 2018. – 234 с.