Фрагмент для ознакомления
2
Программа организации культурно-досуговой деятельности (далее – Программа) реализуется через вовлечение детей в театрализованную деятельность. Программа направлена на творческое развитие ребёнка.
Актуальность программы. Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Занятия ребёнка в театре помогает ему приобрести опыт социального поведения. Каждая сказка, каждая книга для детей дошкольного возраста всегда несёт нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребёнку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться разносторонне.
Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трёх направлениях:
творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);
творчество исполнительское (речевое, двигательное);
творчество оформительское (декорации, костюмы).
Театрализованная деятельность учит восприятию новизны, умению импровизировать.
Программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11.2013 г., № 30384).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 21 января 2019 г. № 32 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
6. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) CП3.1/2.4 3598-20.
7. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
8. Устав образовательной организации.
Новизна программы - данная Программа системы культурно-досуговой деятельности интегрирует основы духовного-нравственного развития личности ребёнка и его творческих способностей. Изначально в реализации программы дети считаются талантливыми, любому из них предоставляется возможность отожествлять себя с театральным персонажем (перевоплощаться), а также научиться находить соответствующие выразительные средства для передачи образа в движении, мимике, жестах, интонациях. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности.
Адресат программы - предназначена для работы с детьми подготовительной группы.
Цель программы – организация культурно-досуговой деятельности средствами театрального искусства, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра.
Задачи программы:
1. Познакомить детей с историей театрального искусства, терминологией театра.
2. Совершенствовать игровые навыки и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, драматических сказок, игр–драматизаций, упражнений актерского тренинга.
3. Обучить играть полноценный спектакль в коллективе.
4. Воспитать чувства коллективизма.
5. Воспитать коммуникативные и организаторские способности, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца.
6. Пробудить и развить интерес к театральным играм, сценическому искусству.
Принципы реализации программы
Принцип занимательности - вовлечение детей в деятельность, формирование у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
Принцип новизны - опирается на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу;
Принцип динамичности - постановка целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению;
Принцип сотрудничества - создание в ходе продуктивной деятельности, доброжелательного отношения друг к другу и взаимопомощь;
Систематичности и последовательности – знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Методы и приёмы реализации программы
Основные методы: игра, игровая импровизация, инсценировка, драматизация, рассказ, чтение воспитателя, беседы.
Методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, воображение, творческое воображение.
Приёмы работы: показ, объяснение, иллюстрация, поощрение, одобрение словом, благодарственное письмо родителям.
Краткая психолого-педагогическая характеристика развития детей от 6 до 7 лет
В возрасте от 6 до 7 лет дети с удовольствием приобщаются к искусству. При этом у детей может совершенствоваться звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Так же у детей обостряются музыкальные впечатления, могут быть яркие эмоциональные отклики при восприятии музыки разного характера.
В физическом развитии дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но на небольшие расстояния. Они значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. Дети начинают постепенно более адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Особое удовлетворение дети испытывают полученным положительным результатом, что способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т.д.). Наступает различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков - более прерывистые, у девочек – мягкие, плавные). У детей совершенствуется мелкая моторика пальцев рук.
В общении дети уже могут вести свободный диалог со сверстниками и взрослыми, выражают своих чувства и намерения с помощью речевых и жестовых, мимических и пантомимических средств. Более совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют все части речи, активно занимаются словотворчеством.
В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Они могут называть не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Более интересней становятся варианты обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Дети самостоятельно могут сочинить оригинальные правдоподобные истории. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
В игровой деятельности дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия».
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовая база разработки программы
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11.2013 г., № 30384).
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
12. Приказ Министерства просвещения РФ от 21 января 2019 г. № 32 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014».
13. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
14. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) CП3.1/2.4 3598-20.
15. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
16. Устав образовательной организации.
Для педагога
1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
3. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. - Ярославль: Академия развития, 2005.
4. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.
5. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры – занятия. - СПб, 2002
6. Буйлова Л. Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе. - М.: Сентябрь, 2004. – 192 с.
7. Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до спектакля:» - СПб., 2002.
8. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.
9. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
10. Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников». Москва, «Вако», 2011
11. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
12. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
13. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
14. Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
15. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2009. – 128с.
16. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
17. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
18. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
19. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
20. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -М.: Просвещение, 2006.
21. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога.- М.: Социум, 2000.
22. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
23. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004.
24. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.Мозаика-синтез 2007г
25. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск, 2005.
26. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2000.
27. Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост. О.Л.Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
Для родителей
1. Вархолов Ф. М. Грим. - М.: 2005.
2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004.
3. Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.
4. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. - М.: Просвещение, 2003.
5. Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.
6. Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.
7. Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высшая школа, 2004.