Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В целом экономические санкции, на сегодняшний день являются распространенным инструментом и касаются нефтегазовой, авиакосмической, оборонной и других отраслей, которые формируют конкурентоспособность российской экономики в глобальном масштабе.
Актуальность исследования темы антироссийских санкций в последние годы существенно возрастает.
Высокая актуальность темы санкций обусловлена введением в последние годы многочисленных санкций против России со стороны США и Евросоюза. В связи с этим многие исследователи стали активно анализировать экономические санкции в историческом, экономическом, политологическом и правовом аспектах.
Целью работы является изучение влияния европейских и американских санкций на предпринимательскую деятельность организаций.
В работе решены следующие задачи:
- проведена оценка влияния санкционного режима национальной экономики на предпринимательскую деятельность;
- рассмотрено влияние экономических санкций на различные виды экономической деятельности;
- выявлены положительные эффекты антироссийской санкционной политики.
На данный момент Россия обладает необходимым экономическим потенциалом, а введение санкций привело к диверсификации национальной экономики. При этом если санкции будут носить долгосрочный характер, то следует прогнозировать негативные последствия для экономики. Наиболее жесткими санкционными рестрикциями видятся ограничения в отношении российских энергетических проектов, санкции против крупнейших российских финансовых организаций и банков, а также исключение РФ из системы SWIFT.
1. Оценка влияния санкционного режима национальной экономики на предпринимательскую деятельность
Текущая социально-экономическая ситуация в России является напряжённой, что обусловлено не только внутренними проблемами, но и связано с общемировыми тенденциями и кризисными явлениями, усугубившаяся политическим противостоянием и последующими экономическими санкциями со стороны стран Евросоюза, что оказало негативное влияние на экономику страны, препятствуя экономическому росту и развитию. Все это способствовало спаду бизнес-активности по причине наступления кризисных явлений и снижения прибыльности отечественных организаций, в результате чего в стране наблюдается устойчивое снижение количества предприятий как крупного, так и малого бизнеса. Формирующаяся в последние годы в России социально-экономическая ситуация является напряжённой, что обусловлено не только внутренними проблемами, но и связано с общемировыми тенденциями и кризисными явлениями [1].
Череда экономических кризисов, усугубившаяся политическим противостоянием и последующими экономическими санкциями со стороны стран Евросоюза, оказала негативное влияние на экономику страны, препятствуя экономическому росту и развитию. Все это способствовало спаду бизнес-активности по при-чине наступления кризисных явлений и снижения прибыльности отечественных организаций [2]. В результате, в стране наблюдается устойчивое снижение количества предприятий как крупного, так и малого бизнеса. И если крупный бизнес способен выдержать конкурентную борьбу в условиях кризиса, то малые предприятия в достаточно быстрые сроки теряли свою финансовую устойчивость, поскольку не имели достаточного запаса финансовой прочности, и были вынуждены свернуть свою деятельность [3].
Ожидается, что кризис на фоне пандемии коронавируса, сопряженный с длительным периодом вынужденной самоизоляции и приостановкой производственно-экономической деятельности многих отечественных предприятий, приведет к усугублению ситуации, в результате чего бизнес-активность продолжит снижаться [4]. В сложившихся условиях особую роль приобретает государственная политика в области поддержки бизнеса, способная стать реальным механизмом выхода из кризиса и сохранения темпов деловой активности [5].
Секторальные санкции США направлены против отдельных отраслей экономики. Однако активы российских организаций, включенных в список SSI, не замораживаются в отличие от списка SDN. На практике это означает, что, например, российские банки могут привлекать займы у банков и инвесторов, будь то облигации или кредиты.
Кроме того, санкции включали запрет экспорта в Россию ряда товаров, основную долю которых занимают высокотехнологичные товары, товары военно-промышленного комплекса, технологий нефтедобычи и нефтепереработки. «Замораживание уже существующих и отказ от новых проектов в нефтедобыче и нефтепереработке» [11].
Обобщая совокупность, введенных в отношении России экономических санкций можно отметить, что они касаются нефтегазовой, авиакосмической, оборонной и других отраслей, которые формируют конкурентоспособность российской экономики в глобальном масштабе. Например, экономические санкции были введены против ОАО «Ижевский механический завод», Volga Group, группы «Стройтрансгаз», банка «Россия», ОАО Концерна ПВО «Алмаз-Антей». В общей сложности санкции действуют в отношении 175 человек и 44 предприятий.
2. Влияние экономических санкций на различные виды экономической деятельности
Анализируя изменение факторных условий под влиянием экономических санкций, можно сделать вывод о том, что природные и человеческие факторы практически не меняются под рассматриваемым внешним воздействием на экономику страны, так как они являются базовыми. Инфраструктура меняется под влиянием санкций через общие ограничения: через включение в «черные списки» ключевых участников инфраструктурного рынка, путем распространения секторальных санкций на государственные банки, являющиеся основными спонсорами российских инфраструктурных проектов, и т.д. [7].
Научно-информационный потенциал также подвергся негативному влиянию. Запрет на экспорт в Россию технологий газо- и нефтедобычи привел к временной остановке уже существующих проектов и отказу от заключения новых [3]. Из-за снижения инвестиций пострадала отечественная инновационная деятельность. Что касается капитала, прослеживался его большой отток из страны, в постсанкционный период он стал рекордным в истории современной России [8].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что экономические санкции влияют на факторные условия развития экономики страны. Следовательно, можно выдвинуть гипотезу, что т.к. макроэкономические условия деятельности предприятий различных видов экономической деятельности изменяются одинаково, то, действуя в равных экономических условиях, предприятия должны иметь схожие (или не имеющие существенных различий) экономические показатели. Причем степень «схожести» показателей должна сохраняться при пропорциональном изменении макроэкономических показателей с течением времени. Иными словами, гипотеза исследования состоит в том, что при изменении макроэкономических показателей, которые выступают в качестве показателей конкурентоспособности, в различных условиях, в том числе в условиях экономических санкций, сопоставимость экономических результатов деятельности предприятий различных отраслей должна сохраняться.
Для проверки данной гипотезы был проведен анализ темпов роста и кластерный анализ нескольких видов экономической деятельности (рис. 1). При анализе были использованы данные Федеральной службы государственной статистики до введения экономических санкций и после: за 2013, 2015 и 2020 годы. В анализе использовались экономические показатели, характеризующие деятельность предприятий, такие как объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, сальдированный финансовый результат и рентабельность проданных товаров, продукции, среднегодовая численность работников организаций.
Какие-то виды экономической деятельности больше подвержены влиянию различных условий, а какие-то – меньше. Ссылаясь на результаты исследования динамики роста, можно сделать вывод о том, что наиболее зависимыми от экономических условий 2014-2015 гг. оказались 4 вида экономической деятельности: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака; химическое производство; производство машин и оборудования; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. Их рост значительно замедлился. В остальных видах, таких как швейное и текстильное производство, производство кокса и нефтепродуктов, производство резиновых и пластмассовых изделий, либо не наблюдалось ощутимых изменений, либо изменения происходили в сторону развития.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
2. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»
3. Гребенюк Д. С., Аджимет Г. Х. Повышение конкурентоспособности экономики России в условиях санкционной политики // Сборник научных трудов IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Формирование финансово-экономических механизмов хозяйствования в условиях информационной экономики» / Научный редактор С. П. Кирильчук. Симферополь, 2019. – 224 с. [Электр. ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37616810 (дата обращения: 25.04.2021).
4. Ермакова Е.А. Финансовая политика региона в условиях нового экономического кризиса и пандемии коронавируса //Экономическая безопасность и качество. - 2020. - № 2 (39). - С. 69-72.
5. Качан С.Д. Влияние экономических санкций на экономику Российской Федерации, контрсанкции, политика импортозамещения // Успехи современной науки, 2017. – № 3.
6. Кузнецова О. Прямые иностранные инвестиции в российских регионах в условиях санкций // Международные процессы. - 2016. - Т. 14. - № 3 (46). - С. 132-142.
7. Клинова М., Сидорова Е. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским союзом // Вопросы экономики. – 2019. – № 12. – С. 67-79.
8. Лапутина С.А. Развитие регионального предпринимательства в современных условиях // Маркетинг и логистика. - 2018. - № 1 (15). - С. 37-45.
9. Макарова Е.П. Влияние экономических санкций на деятельность фирм в России //Science Time, 2018. – № 5(17).
10. Молчанов И.Н. Экономические санкции и финансовая система России //Финансы: теория и практика, 2017. – № 5.
11. Смоленская С.В. Механизм влияния санкций на экономическое развитие России // Транспортное дело России, 2016. – № 5.
12. Демография [Электр. ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 25.04.2021).
13. Евроатлантические санкции против России: эффекты и дефекты [Электр. ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evroatlanticheskie-sanktsii-protiv-rossii-effekty-i-defekty (дата обращения: 25.04.2021).
14. Федеральная служба государственной статистики. – URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения: 25.04.2021).
15. Экономические санкции: сущность, виды и их влияние на финансовую устойчивость российских предприятий [Электр. ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ekonomicheskie-sanktsii-suschnost-vidy-i-ih-vliyanie-na-finansovuyu-ustoychivost-rossiyskih-predpriyatiy (дата обращения:25.04.2021).