Фрагмент для ознакомления
2
Система и функции Министерства юстиции РФ закреплена в указе Президента РФ . Так среди функций данного органа исполнительной власти можно выделить следующие:
- функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности;
- правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации;
- функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций;
- функции по контролю и надзору в сфере: адвокатуры; нотариата; государственной регистрации актов гражданского состояния;
- функции по обеспечению в пределах своих полномочий представительства и защиты интересов Российской Федерации в судах иностранных государств и международных судебных (арбитражных) органах, включая Европейский Суд по правам человека и Суд Евразийского экономического союза;
Минюст России возглавляет Министр юстиции Российской Федерации.
Министр имеет заместителей Министра, количество которых устанавливается Президентом Российской Федерации.
Структурными подразделениями Минюста России являются департаменты по основным направлениям деятельности, в состав которых могут входить отделы.
В Минюсте России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии) и его заместителей, руководителей подведомственных Минюсту России федеральных служб, входящих в нее по должности, а также других лиц.
Помимо вышеуказанных нормативных актов, регулирующих деятельность Минюста России, можно также отметить регламент , который закрепляет организацию деятельности структурных подразделений Минюста России, территориальных органов, его федеральных бюджетных и казенного учреждений, а также координации и контроля деятельности подведомственных ему федеральных служб.
Структура и штатное расписание центрального аппарата Минюста России утверждаются приказом Минюста России в пределах фонда оплаты труда и численности, установленных Президентом РФ.
Структура и штатное расписание территориальных органов Минюста России утверждаются приказами Минюста России в пределах установленного фонда оплаты труда и численности на основе утвержденной схемы размещения территориальных органов Минюста России.
Структура центрального аппарата Минюста России включает в себя:
- руководство Минюста России: Министра, его первого заместителя и заместителей, в том числе статс-секретаря - заместителя Министра, Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра;
- помощников (советников) Министра и структурные подразделения по основным направлениям деятельности - департаменты и Аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра (далее - Аппарат).
В структурных подразделениях Минюста России образуются отделы.
Структурными подразделениями территориального органа Минюста России являются отделы.
Организационное обеспечение деятельности Министра осуществляется его помощниками (советниками).
Помощники (советники) Министра назначаются на должность на период исполнения Министром своих полномочий.
Особое внимание хотелось бы уделить такой функции Минюста как осуществление контроля за соблюдением законодательства о противодействии экстремизму в отношении некоммерческих организаций. Проводится указанный контроль территориальными органами Минюста России еще до регистрации организации в качестве юридического лица при ее создании и предусматривает анализ представляемых для государственной регистрации документов, а также проверку лиц, которые в силу требований закона или учредительных документов организации уполномочены действовать от имени организации либо участвовать в органах управления на предмет соблюдения запретов, установленных ст. 15 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) , ст. 19 Закона N 82-ФЗ и ст. 9 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" .
При этом используются данные сайта Росфинмониторинга об организациях и физических лицах, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, информация интернет-сайта Министерства юстиции РФ (Перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" , Перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности), информация официального интернет-сайта Федеральной службы безопасности РФ (Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими), данные Единого государственного реестра юридических лиц, в том числе содержащиеся в базе журнала "Вестник государственной регистрации", данные интернет-сайта Главного управления по вопросам миграции МВД России о действительности паспортов, а также информация с интернет-сайта Федеральной налоговой службы о дисквалифицированных лицах .
Информация о законности нахождения на территории Российской Федерации, наличии принятых в установленном законом порядке решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства запрашивается по каждому из иностранных граждан или лиц без гражданства в территориальных органах МВД России по вопросам миграции с целью проведения проверки соблюдения требований к учредителям (членам, участникам).
Проведение проверок некоммерческих организаций осуществляется территориальными органами Минюста России в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Законом N 7-ФЗ, на основании утверждаемых ежегодных планов проведения проверок некоммерческих организаций.
Также проверки проводятся с учетом утвержденной Президентом РФ (от 28.11.2014 Пр-2753) Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года с обязательным анализом деятельности некоммерческих организаций по выявлению признаков экстремизма, а также выявлением нарушений Закона N 114-ФЗ.
Территориальными органами Минюста России на постоянной основе осуществляется мониторинг деятельности организаций, получающих иностранное финансирование, в том числе религиозных и общественных организаций.
При подготовке к проведению проверки территориальными органами Минюста России в обязательном порядке запрашивается информация в органах прокуратуры, ФСБ, МВД, Росфинмониторинга, органах статистики, налоговых органах, органах государственной власти субъекта РФ, органах местного самоуправления о возможных нарушениях законодательства, в том числе в сфере противодействия экстремистской деятельности.
Особое внимание уделяется организациям из так называемой группы риска. К их числу относятся организации, получающие финансирование из иностранных источников, религиозные организации, а также организации, созданные по национальному признаку.
При проведении проверок деятельности некоммерческих организаций осуществляется мониторинг их официальных сайтов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об общественных объединениях" // "Российская газета", N 100, 25.05.1995.
2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О некоммерческих организациях" // "Российская газета", N 14, 24.01.1996.
3. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О свободе совести и о религиозных объединениях" // "Российская газета", N 190, 01.10.1997.
4. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 13.04.2021) // "Российская газета", N 249, 22.12.2001.
5. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // "Российская газета", N 256, 31.12.2001.
6. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О противодействии экстремистской деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.04.2021) // "Российская газета", N 138-139, 30.07.2002.
7. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 24.02.2021) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // "Российская газета", N 140, 31.07.2002.
8. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021) // "Парламентская газета", N 90, 31.12.2008
9. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 20.11.2020) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // "Российская газета", N 50, 12.03.2004.
10. Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 14.01.2021) "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" // "Российская газета", N 230, 19.10.2004.
11. Приказ Минюста России от 27.01.2010 N 8 (ред. от 29.05.2018) "Об утверждении Регламента Министерства юстиции Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2010 N 16096) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 13, 29.03.2010.
12. "Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года" (утв. Президентом РФ 28.11.2014 N Пр-2753) (ред. от 29.05.2020) // СПС «КонсультантПлюс»
13. Артамонов А.Н. Роль территориальных органов Минюста России в вопросах противодействия экстремистским проявлениям и их финансированию // Администратор суда. 2020. N 4. С. 28 - 31.
14. Власенко В.В. Организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ): особенности объективной стороны и вопросы отграничения от смежных преступлений / В.В. Власенко // Уголовное право. 2018. N 6. С. 22 - 31.