Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Портфель заказов предприятия – это количество продукции, которое должно быть произведено за определенный период времени и поставлено покупателям в соответствии с заказами или заключенными контрактами.
При формировании портфеля заказов отдел сбыта координирует поступающие заказы с возможностями предприятия: с имеющимися производственными мощностями, обеспеченностью финансовыми, материальными ресурсами, научно-техническим потенциалом, опытом кадров. Эту работу отдел сбыта проводит совместно с производственным отделом, финансовым и другими подразделениями предприятия.
Целью данной работы является анализ формирования портфеля заказов предприятия.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- описать комплексное управление портфелем заказов;
- охарактеризовать факторы, оказывающие влияние на формирование портфеля заказов.
1 КОМПЛЕКСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОРТФЕЛЕМ ЗАКАЗОВ
Существующее на сегодняшний день многообразие терминов, связанных с понятием «заказ» и определений того, что такое заказ, требует анализа, классификации и систематизации.
Заказ – это документально оформленное требование клиента о получении (или производстве) товара или услуги, удовлетворяющей его потребности, которое принимается к рассмотрению или изготовлению предприятием на основе его конкурентоспособности, возможности дальнейшего продвижения на рынок и коммерциализуемости в установленные сроки с соблюдением всех договорных обязательств, установленных клиентом. В этом определении акцентировано внимание на требованиях и обязательствах, возникающих в момент появления заказа у заказчика и исполнителя, их документальном закреплении, а также обязанностях обеих сторон [2, c. 96].
Соответственно портфель заказов можно охарактеризовать как - совокупность внешних заказов, которыми располагает предприятие, фирма, организация в данное время или на определенный период времени.
При формировании портфеля заказов на первом этапе необходимо сформулировать ту цель, которая должна быть достигнута в результате исследования. В данном случае это оценка портфеля заказов, состоящего из проектов НИОКР и производимой продукции. На втором этапе выделяются главные критерии (категории), которые оказывают наибольшее влияние на достижение цели. На этапе НИОКР можно выделить главные критерии, которые в наибольшей степени влияют на возможность дальнейшего продвижения проекта на рынок: конкурентоспособность, осуществимость, эффективность (рисунок 1.1).
Таким образом, необходимо использовать комплексный показатель качества, учитывающий не только потенциал предприятия, но и характеристики нового изделия.
Рисунок 1.1 – Обобщенный алгоритм формирования портфеля заказов
Портфель заказов должен содержать проекты, приносящие максимальный доход своему производителю. Поэтому в качестве главного критерия в основном выбирают максимум прибыли. В рамках данной задачи, мы будет считать, что если разрабатываемое изделие является наиболее конкурентоспособным в данной среде, то его производство будет наиболее выгодным для предприятия. Главным ограничением данной задачи выступает пропускная способность предприятия-изготовителя. Портфель заказов должен соответствовать принципу осуществимости на данном предприятии. Корректировка множества заказов производится по возможности обработки той или иной единицы планирования.
На следующем этапе планирования происходит корректировка множества заказов по напряженности заказов и по срокам выпуска.
Еще одним показателем формирования портфеля заказов является себестоимость проектируемого изделия, которую можно определить с помощью групп конструктивной разбивки (ГКР). Процесс производства каждого элемента ГКР разложен на технологические работы, входными
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бухалков, М.И. Организация производства и управление предприятием: Учебник. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 544 с.
2. Воропаев, В.И. Управление проектами в России. / В.И. Воропаев. – М.: Алакс, 2015. – 225с.
3. Горностаев, С.А. Определение величин трудоемкости и себестоимости планового объема производства продукции с использованием специальных функций. / С.А.Горностаев // Вестник машиностроения.- 2016 - №7 – с 60-65.
4. Городничев С.В, Кочетков А.Ю. Методика снижения себестоимости изготовления заказов // Сб. докл. Международной научно-практической конференции «Интеллектуальный потенциал региона и управление знаниями». Москва - Тула: филиал ГОУ ВПО ВЗФЭИ в г. Туле. 2011г. 4 с.
5. Гунин В.М., Управление программами и проектами – модульная программа для менеджеров / В.М. Гунин, В.П. Баранчеев, С.Ю. Ляхина, В.А. Устинов. - М.: Инфра – М, 2016.
6. Загидуллин, Р.Р. Формирование портфеля заказов машиностроительного предприятия / Р.Р.Загидуллин. // Технология машиностроения.-2015.- №1. с 81-87.
7. Иозайтис, В.С. Экономико - математическое моделирование производственных систем. / В.С. Иозайтис. М.: Высшая школа, 2011.
8. Карпунин, М.Г. Функционально-стоимостной анализ в отраслевом управлении эффективностью / М.Г. Карпунин, Б.И. Майданчик. - М.: Экономика - 2013.
9. Ковалев, А.И. Работа на заказ. / А.И.Ковалев // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. – №2, с 110 – 125.