Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Для каждого жанра характерен свой круг сюжетов, воспринимающихся как повод для создания произведения. Произведения одного жанра объединяют также общие особенности, как содержательные (что изображено), так и формальные (как изображено). По тому, что и как изображено, мы идентифицируем тот или иной жанр. Но процесс сложения жанровой системы был долгим и непростым.
Из отдельных типов картин, существовавших изначально самостоятельно, со временем в академическом искусстве сложилась своеобразная иерархия жанров, где все жанры располагались в определенном порядке в соответствии со своей важностью и сложностью исполнения, от натюрмортов до исторических картин.
1.Жанровая характеристика русской живописи конца XIX – начала XX вв.
В русской живописи конца XIX - начала XX в. структура жанровой системы заметно меняется: границы между разными видами размываются, появляются как новые, так и сложные модификации существовавших ранее жанров.
Уже применительно к картинам конца 1880-х гг., таким знаковым, как «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» В.А. Серова, встает вопрос об их жанровой принадлежности, потому что основное внимание художник уделяет не рассказу о личности человека, а живописным эффектам динамики света в пространстве, что не является задачей портретного жанра.
Наметившиеся тенденции выхода за рамки одного жанра развиваются, что можно проследить в произведениях крупнейших художников этого времени В.Э. Борисова-Мусатова, М.А. Врубеля, К.А. Коровина.
Историческая живопись претерпевает интересные метаморфозы в творчестве А.П. Рябушкина. Его картина «Русские женщины XVII столетия в церкви» как историческая картина точно восстанавливает события далекого прошлого, а именно московский быт XVII в., но сделана эта реконструкция с таким чувством жизненной правды и так тонко уловленным настроением изображенных людей, что по характеру приближается, скорее, к бытовой картине.
Свой вариант исторической живописи дает А.М. Васнецов. В таких картинах, как, например, «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века», он реконструирует не столько жизнь людей или какие-то события, сколько исторические ландшафты. Его ретроспективизм - воссоздание стилевого единства жизни и архитектурной среды.
Также новое осмысление получает жанровая живопись в творчестве В.Э. Борисова-Мусатова. Целый ряд его картин, изображающих быт русской усадьбы XIX в., несет в себе не утверждение настоящей реальности, как она есть, а мечту художника об идеальном гармоничном существовании разных людей, а также природы и человека в единстве. Картины «Водоем», «Гобелен», «Изумрудное ожерелье» вроде бы рассказывают нам истории разных людей, но сюжетную интригу в них трудно уловить, так же как взаимоотношения персонажей и возможную развязку действия. Эти произведения идеализированы и гораздо больше общего имеют с музыкой, чем с литературой, что отражает идею синтеза искусств на рубеже веков.
В работе В.Э. Борисова-Мусатова «Мотив без слов» особое значение приобретает интерьер, который своей пустотой подчеркивает разобщенность персонажей. В картине К.А. Коровина «Балкон в Крыму» интерьер становится самостоятельным жанром.
Пространство замкнутого помещения как живописная тема обыгрывается очень интересно как в русском, так и в европейском искусстве, например, у Пьера Боннара и Зинаиды Серебряковой. Картина Боннара «Зеркало над умывальником» представляет собой многожанровое полотно, включающее в себя натюрморт с туалетным сервизом, бытовую сцену в интерьере, обнаженную натуру, и, в какой-то мере, портрет, потому что в сидящей девочке узнаются черты Марты Бурсен, ставшей впоследствии женой Боннара. Художник объединяет все жанры методом декоративного заполнения плоскости. Зеркало служит не иллюзии расширения пространства, а его ограничению. Натюрморт и отраженный в зеркале интерьер с фигурами составляют замкнутую ритмическую систему, организующую плоскость холста. Похожим образом строит пространство автопортрета Серебрякова. Художница любуется своим отражением в зеркале. На первом плане - натюрморт из милых женскому сердцу мелочей. А за спиной открывается интерьер комнаты, ее интимного мира, в который, хоть мы и видим его на портрете, на самом деле нам доступа нет.
Подобные игры с пространством часто встречаются в произведениях разных художников, в том числе представителей старшего поколения. «Портрет Н.И. Петрункевич», созданный в 1893 г., принадлежит кисти Н.Н. Ге, прозванного последним настоящим передвижником. Эта картина также является «сложносочиненным жанром». Она названа портретом, и здесь изображена реальная женщина, Наталия Ивановна Петрункевич, дочь черниговского помещика, хозяйка имения Плиски по соседству с хутором Н.Н. Ге. Однако на полотне модель не позирует художнику, а занята своим делом - чтением, что придает картине оттенок жанра; интерьер намечен вполне условно, а большая часть картины отдана пейзажному мотиву - перспективе сада, видимого из распахнутого окна.
2.Национальные мотивы в русской живописи конца XIX – начала XX вв.
Андрей Петрович Рябушкин (1861-1904) работает скорее в историко-бытовом, чем чисто историческом жанре. «Русские женщины XVII столетия в церкви» (1899, ГТГ), «Свадебный поезд в Москве. XVII столетие» (1901, ГТГ), «Едут. (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века)» (1901, ГРМ), «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895, ГРМ) и пр. - это бытовые сцены из жизни Москвы XVII столетия. Рябушкина особенно привлекал этот век, с его пряничной нарядностью, полихромией, узорочьем. Художник эстетски любуется ушедшим миром XVII в., что приводит к тонкой стилизации, далекой от монументализма Сурикова и его оценок исторических событий. Стилизация сказывается у Рябушкина в плоскостности изображения, в особом строе пластического и линейного ритма, в колорите, построенном на ярких мажорных цветах, в общем декоративном решении. Рябушкин смело вводит в пленэрный пейзаж локальные цвета, например, в «Свадебном поезде...» - красный цвет возка, крупные пятна праздничных одежд на фоне темных строений и снега, данного, однако, в тончайшей цветовой нюансировке. Пейзаж всегда поэтично передает красоту русской природы. Правда, иногда Рябушкину свойственно и ироническое отношение в изображении некоторых сторон быта, как, например, в картине «Чаепитие» (картон, гуашь, темпера, 1903, ГРМ). Во фронтально сидящих статичных фигурах с блюдечками в руках читаются размеренность, скука, сонность, мы чувствуем и давящую силу мещанского быта, ограниченность этих людей.
Как и многие другие московские художники, Рябушкин всецело охвачен общим увлечением - «исканиями Руси». Судя по акварельной зарисовке из собрания НГХМ, в этих поисках он доходит до древнейших, чуть ли не былинных времен, когда «древнюю Русь <...> составляла страна около Киева, на западном берегу Днепра, земля полян» (С. М. Соловьев). Не вдаваясь в обсуждение, насколько верным является физиогномический портрет поляницы и весь залихватский ее вид - от разметавшихся на ветру распущенных волос, свободного покроя платья до вооружения в виде лука и палицы, заметим только, что главное тут даже не историческая достоверность отдельно взятых деталей, а созидаемый художником образ - былинный образ. Общая оценка поляницы здесь задается, как видно, по таким частно-оценочным свойствам, как удаль и вольность. Недаром поляне нарекаются по месту обитания, а «прозвашась своим именем», чувствуют себя вольготно лишь на открытых просторах. В них - удаль и воля вольная
В своих тихих созерцательных полотнах М. В. Нестеров пытался поэтически осмыслить и отобразить «душу народа», черты национального характера: чистоту, глубину, психологическую многогранность. Чаще всего эта душа раскрывалась через мир фольклорных образов и символов.
Художник не получил систематического образования, о чём сокрушался всю жизнь: до всего доходил сам мучительным путём проб и ошибок. До девятилетнего возраста Михаил рос и воспитывался дома, а в десять лет поступил учиться в Уфимскую гимназию. Однако никакой тяги к классическому образованию у мальчика не было, ему очень плохо давалась математика и у него полностью отсутствовали способности к изучению иностранных языков. Зато в отличие от большинства своих сверстников он очень любил Закон Божий и уроки рисования. Именно его гимназический учитель рисования и распознал в шаловливом мальчике будущего художника. В гимназии Михаил пробыл всего два года, после чего отец отвёз его в Москву и определил в высшее реальное училище. В этом учебном заведении учащихся готовили для нужд практической жизни и особое внимание уделяли техническим дисциплинам. Но и к ним у Михаила не было никакой склонности.
Он много и самозабвенно рисовал. Посетивший училище известный в своё время жанровый живописец Константин Александрович Трутовский (1826-1893) увидел рисунки юноши и произнёс свой приговор: Нестерову следует готовить себя к профессиональным занятиям живописью. Михаилу купили масляные краски и научили ими писать. Отец разрешил сыну держать экзамен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В августе 1876 года юноша успешно сдал экзамены и поступил в «головной» класс училища, а уже в ноябре его перевели в следующий, «фигурный» класс за рисунок головы Ариадны. В этом классе, где учили рисовать в основном скульптурные головы, фигуры и композиции, Нестеров провёл 1877-1879 годы и в 1880 году был переведён в натурный класс. Там он учился под руководством знаменитого художника Василия Григорьевича Перова (1833-1882), оказавшего огромное влияние на формирование Нестерова - живописца и человека. «Мне, как Перову, нужна была душа человеческая», - вспоминал Михаил Васильевич.
Перов не был ни сильным рисовальщиком, ни мастером изысканного колорита. «Его сила была в огромной наблюдательности, в зоркости внутреннего и внешнего глаза. Его острый ум сатирика, сдобренный сильным, горячим и искренним чувством, видел в жизни и переносил на холст незабываемые сцены, образы, типы. Он брал человеческую душу, поступки, деяния, жизнь человеческую в момент наивысшего напряжения»6. Василий Григорьевич не оставлял своих учеников и в буквальном смысле слова расточал им свои дары, отдавая им душу и огромный житейский опыт знатока человеческих горестей, страстей и уродливостей.
Однако уже в 1881 году Нестеров покинул Москву и поступил в Академию художеств в Петербурге. Безалаберная жизнь московской художественной богемы, с одной стороны, и присущая всем Нестеровым тяга к перемене мест - с другой, обусловили этот переезд. Художник понял, что жизнь в Москве способна засосать его, как болото. К чести Михаила Васильевича следует сказать, что он никогда не боялся плыть против течения. «В природе моей, как и у множества и множества русских людей, живёт страсть плыть «против течения».
Заключение
Для живописцев рубежа веков свойственны иные способы выражения, чем у передвижников, иные формы художественного творчества - в образах противоречивых, усложненных и отображающих современность без иллюстративности и повествовательности.
Художники мучительно ищут гармонию и красоту в мире, который в основе своей чужд и гармонии, и красоте. Вот почему свою миссию многие видели в воспитании чувства прекрасного. Это время «канунов», ожидания перемен в общественной жизни породило множество течений, объединений, группировок, столкновение разных мировоззрений и вкусов. Но оно породило также универсализм целого поколения художников, выступивших после «классических» передвижников.