Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня в мире в целом и в Росси частности поднимается интерес к живописи, а особенно к творчеству эпохи романтизма. Дело в том, что в это время создавались наиболее тонкие и чувственные полотна, как российских художников, так и мировых.
В тоже время современные искусствоведы сами до сих пор с трудом классифицируют произведения искусства по разным классам и стилям. Особенно в этом отношении выделяются европейские художники, особенно те из них, кто жил и работал на стыке эпох.
1. Понятие о романтизме
Романтизм (romantisme) – масштабное идейно-художественное направление в культуре и искусстве XIX века, пришедшее на смену холодному рационализму неоклассицизма и Просвещения. Романтики возвысили значение фантазии, эмоций, чувств и душевных метаний. В литературе и искусстве началась эпоха героев с сильными, дерзкими, противоречивыми и порой бунтарскими характерами. Это фигуры байроновского и прометеевского типов, которые то провозглашают величие человека, то становятся игрушкой в руках судьбы. Их обуревают страсти, они пускаются в странствия и карабкаются на баррикады, поднимают знамя свободы и не знают покоя .
Романтизм в живописи отверг рационалистичность классицизма и отразил внимание к глубинам человеческой личности, характерное для философии романтиков. Он вырос на эмоциональной почве сентиментализма, но, сохранив лиризм и поэтичность, заменил сентиментальную чувствительность на драматические проявления натуры. Поэтому, кстати, не стоит ассоциировать это направление с пасторальными мотивами – скорее уж с романтикой дальних странствий, путешествий, таинственных открытий и даже революционной борьбы. В отличие от сентиментализма, в романтизме нет умильности и слезливости, это философия смелых и сильных .
Картины эпохи романтизма отличаются высокой художественной выразительностью: в них меньше геометрических схем, чем в классицистических полотнах; больше эффектов, призванных возбудить эмоции у зрителя и даже вызвать чувство сопричастности к происходящему; композиции динамичны; вместо строгих линий – опять же, динамичные очертания (что впоследствии будет усилено в текучих линиях модерна); вместо холодной идеальной красоты – эстетика страсти, удивительным образом сочетающаяся с лирикой; вместо театральности – кипучая жизнь.
Герои и сюжеты романтизма. Персонажи полотен художников-романтиков похожи на героев литературных романов: тонко чувствующих, зачастую таинственных, порой мятежных, иногда неистовых, нередко одиноких .
Многие творцы погружались в исследование тёмных сторон человеческой натуры. Отсюда интерес живописцев к ночи, грозе, мистике.
Романтизм. Иоганн Генрих Фюссли. «Ночной кошмар» (приложение)
В какой-то степени мастера-романтики даже вернулись к эстетике барокко с её драматическим накалом, страстностью, динамичностью, хаотизмом и мистицизмом. От барокко были взяты многие инструменты, повышающие выразительность изображения: в частности, композиционная динамика и светотеневые эффекты. Но, в отличие от барочного искусства, творческая платформа романтиков основывалась не на торжественном пафосе, а на естественности и искренности в передаче чувств.
Романтизм. Эжен Делакруа. «Турчанка» (приложение)
Философия эпохи романтизма отразилась на эволюции портретного жанра. Романтики-живописцы не писали парадных портретов. Они стремились раскрыть человеческую индивидуальность, передать богатство духовного мира, перелить на полотно напряжённость переживаний, отразить чувства, передать характер .
Романтизм в живописи. Ян Матейко. «Станчик (Придворный шут Станислав Гуска)» (приложение).
Многие художники обращались к теме сломленной души. Пример такой тематики – работа Теодора Жерико (Jean-Louis-André-Théodore Géricault) «Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартным играм» .
Романтизм. Теодор Жерико. «Портрет сумасшедшей старухи» (приложение).
Живописцы смело погружались в тёмные колодцы душ, изучали потаённые метания и показывали сложность человеческой натуры, в которой так часто переплетаются зло и добро.
Романтизм. Гюстав Курбе. «Отчаяние. (Автопортрет)» (приложение).
Сюжеты полотен тоже отражают романтические тенденции: живописцы обращаются к эмоциональным, будоражащим чувства темам.
Романтизм. Франсиско Гойя. «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» (приложение).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Современное искусство. История отечественной и иностранной живописи эпохи романтизма. – Казань: Меридиан, 2018. – 374 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Эпоха романтизма. Стиль в искусстве ХIХ века. – Воронеж: Альянс, 2017. – 322 с.
3. Жилина Е.Ю. Европейское искусство в ХIХ веке. Типы и виды исследований. – Волгоград: Пламя, 2019. – 377 с.
4. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Современный взгляд на романтизм. Место романтизма в культурологии. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
5. Лебедев О.М., Носов М.С. Европейская живопись в ХIХ веке. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
6. Медведева Н.А. Петрова М.С. Романтизм. Направление европейской культуры и искусства ХIХ века. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
7. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Современное искусство. Особенности европейской культуры эпохи романтизма. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
8. Семенов О.В. Борисов А.В. Современное искусствоведение. Особенности стиля романтизм в культуре, искусстве, живописи и литературе. – Воронеж: ИД Ярус, 2020. – 531 с.
9. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика искусствоведения. Эпоха романтизма. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2020. – 623 с.
10. Фадеева А.Ю. Эпохи романтизма и просвещения в науке и искусстве. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.