Фрагмент для ознакомления
2
Практическое занятие №2
Задание 2. (Максимальное количество баллов – 5)
Образование – это процесс индивидуального освоение человеком культуры его страны. Системы образования разных стран имеют свои особенности, но тем не менее их можно объединить в несколько крупных групп. Например, по географическому признаку допустимо выделить Восточную и Западную системы образования.
Вопрос:
Проанализируйте представленный материал об особенностях Восточного и Западного образования:
Западная система образования Восточная система образования
Деятельное начало Созерцательный подход
Экстравертивность (ориентация на внешний мир) Интровертивность (ориентация на внутренний мир)
Более свободные формы воспитания, в поисках истины Жёсткие требования к выполнению традиционных норм и канонов
Синтез рационального Синтез духовного
Разработки новых форм и технологий обучения, иногда противоречащих предшествующим Преемственность знаний, направленная не только на сохранение знаний предков, но и на их преумножение
Цель образования: получение знаний, умений, навыков Цель образования: самоуглубление, движение к внутреннему просветлению
Школьная форма обучения с разделение детей на классы Индивидуальное обучение
Знания – центр образовательного процесса Ученик – центр образовательного процесса
Из данной таблицы можно сделать вывод, что Западная система имеет кардинальные отличия от Восточной системы. Западная система образования учит детей с раннего возраста ориентироваться на бытовые проблемы, на примере свих родителей дети учатся решать финансовые трудности, для них на первом месте стоит конкуренция между сверстниками: в одежде, в финансовом благополучии семьи, в наличии дорогих гаджетов. Восточная система образования нацелена на развитии духовного внутреннего мира ребенка, его учат слушать себя, свой внутренний мир, развивают чувство эстетики, тем самым развивают индивидуальные способности детей. Цель образования: самоуглубление, движение к внутреннему просветлению. Очень важную роль в развитии внутреннего мира играет религия: ислам, буддизм, индуизм. Их каноны свято чтут во всей семьях Востока. Браки разрешены только с представителем своей национальности, без согласия родителей осуществить эту процедуру просто невозможно. Дети свято чтут семейные традиции, нарушать каноны категорически запрещено. Например, в Индии и Бали подросток переходит во взрослую жизнь только после процедуры подпиливания зубов, несмотря на эту болезненную процедуру отказаться от нее ребенок не имеет права, так как эта традиция священна и уходит своими корнями в глубокое прошлое. Такие традиции для нас кажутся просто нелепыми.
На Западе нет таких строгих мер воспитания детей. С раннего возраста ребенок посещает кружки, секции по интересам, сам выбирает себе друзей, а в последствии, и спутника жизни, прислушивается к мнению родителей, но имеет свою точку зрения, с которой мы, взрослые, должны считаться. В США действует ювенальная юстиция, которая функционирует как отлаженный механизм. Эта служба защищает права детей и обязана реагировать в течение 5 дней на любой сигнал. Однако данная юстиция обладает жесткими мерами контроля за родителями. Например: воспитатель в детском саду увидел синяк на ноге ребёнка, соседи заметили, что мама оставила ребёнка одного в доме и вышла на 20 минут в магазин, родители вернулись домой поздно и навеселе. Всё это может стать причиной изъятия ребёнка из семьи и глубокой проверки родителей. Меры контроля просто шокируют – родителей могут обыскать в любое время суток без предупреждения, направить к психиатру, проверить финансовые документы семьи. Дети, зная эти законы, могут свободно манипулировать своими родителями.
В Западной системе обучения применяется синтез рационального обучения школьников, который направлен на развитие и совершенствование человека. Представляет собой целостность этического, дидактического и эстетического компонентов. В восточной системе образования присущ синтез духовного. Мыслители Востока с давних пор и до настоящего времени пытаются проникнуть в суть природы человека. Мыслители Арабского Востока посвятили свои труды разработке проблемы гармонического развития личности, где главной целью воспитания подрастающего поколения является обретение высоких духовных и нравственных качеств. Однако их преемственность знаний, направлена не только на сохранение знаний предков, но и на их преумножение. Люди на Востоке всегда стремились к знаниям. Религия востока направлена на получение знаний: «Больше всех в День суда будет печалиться тот, кто имел возможность изучить науки, но не изучил» (Ибн Асакир). Ислам, как религия и как жизненная система, поощряет и призывает к получению и постоянному расширению имеющихся у человека знаний, и более того, это в определенной степени вменяется в обязанность верующим мусульманам. Указание на необходимость получения, стремления и пользу знаний можно найти в Коране, сунне Пророка Мухаммада, наставлениях ученых и правителей мусульман. В отличие от Восточной системы образования Западная технология обучения состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать равноправным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Она основана на принципах педагогики гуманизма, которая требует приспособления школы и учителей к ученикам, обеспечения для них атмосферы комфорта. Западная технология обучения очень мобильна, она не привязана к истории, а развивается в соответствии с потребностями современного общества, в связи с этим часто пересматриваются системы