Фрагмент для ознакомления
2
Анализируя международную торговую политику, необходимо обратить внимание на исследования природы и экономической эффективности регуляторных рычагов, которые применяют правительства для влияния на товарные потоки в мировой экономике. Традиционным инструментом торговой политики выступает таможенный тариф. Тарифы могут использоваться с целью обеспечения доходов государственного бюджета или защиты промышленности страны от внешней конкуренции, и это основными функциями таможенного тарифа. Однако фискальная функция пошлины - понятие весьма относительное, поскольку пошлина всегда несет защитную функцию, несмотря даже на свой незначительный размер.
Исключением может быть разве что чисто фискальное применения тарифа до импортированного товара, аналогов которого в данной стране не производится. Одним из самых распространенных регуляторов ВЭД является таможенный тариф. Практически все страны мира с его помощью решают самые разнообразные задачи: от защиты отечественного производителя к пополнению государственного бюджета за счет средств, изъятых на границе .
После принятия Декларации о государственном суверенитете РФ самостоятельно определяет таможенную политику, создает собственную таможенную систему и осуществляет таможенное регулирование на своей территории.
Таможенное регулирование касается вопросов, связанных с установлением пошлин и таможенных сборов, процедур таможенного контроля, организацией деятельности органов таможенного контроля РФ.
Все процедуры по перемещению товаров является областью таможенного регулирования и обеспечивают интересы государства и его граждан, определенные внутренним законодательством страны.
Основной целью регулирования в государстве являются экономические интересы, которые в свою очередь обеспечивают:
- защита национального рынка и стимулирования развития национальной экономики;
- содействие структурной перестройке национального хозяйства и реализации задач экономической политики государства;
- использование инструментов таможенного контроля как средства регулирования товарообмена и выполнения других задач экономической политики на территории страны;
- участие в реализации торгово-политических задач по защите национального рынка .
Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС, законов ТС и международных договоров. Все участники ТС могут вступать в таможенные союзы с другими государствами.
Субъектами таможенно-тарифных отношений страны являются:
- группы стран (интеграционные объединения стран), международные организации, транснациональные компании;
- юридические лица (предприятия и организации, зарегистрированные как субъекты хозяйствования)
- физические лица (граждане отдельной страны, иностранные граждане, лица без гражданства).
Таможенные отношения являются своеобразной услугой международных экономических отношений. Они представляют собой совокупность общественных отношений, возникающих в процессе взаимного обмена результатами деятельности национальных хозяйств при перемещении их через таможенную границу. В свою очередь тарифные отношения выступают как экономические отношения и также имеют общественный характер, обеспечивающих движение товаров в сфере экономических отношений .
Используя тарифное регулирование государство:
стимулирует ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивает их;
создает равные экономические условия как для национального и товаропроизводителя иностранного;
проводит определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютнофинансову политику в сфере внешнеэкономических связей;
направляет функционирования субъектов внешнеэкономической деятельности в русло общенациональных интересов зависимости от цели и функциональности.
Таможенно-тарифное регулирование играет важную роль в внешнеэкономической деятельности. Четкая таможенная политика позволяет эффективно поддерживать стабильность взаимоотношений в мировой экономике.
Важнейшим инструментом таможенно-тарифного регулирования экспортно-импортных операций является таможенный тариф. Таможенный тариф - это единственный экономический инструмент государственного регулирования внешней торговли, охватывает всю ее товарную номенклатуру.
2. Понятие и виды таможенного тарифа
Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении таможенной границы. Ставки приводятся в соответствие с систематизированным перечнем товарной номенклатуры. Требуется уточнить, что таможенная граница может не совпадать с границами государства, и включает в себя все точки отправления и поступления товаров, например, порты, аэропорты, вокзалы. Она может включать в себя границы государств, объединившихся в таможенный союз, на территории которого применяется единый таможенный тариф .
Структура таможенного тарифа строится из товарной номенклатуры и ставок таможенных пошлин. Строка таможенного тарифа включает в себя: код товара, его название и описание, соответствующие им значения ставок. В более сложной структуре могут указываться различные преференции, льготы, квоты.
Существует множество классификаций таможенных тарифов. В первую очередь выделяют два вида: простые и сложные.
Простой подразумевает, что каждому товару соответствует только одна ставка таможенной пошлины, применяемая в любом случае.
Сложный подразумевает, что к каждому товару соответствует несколько ставок таможенных пошлин (две или больше).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
2. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (ред. от 05.04.2021) "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.05.2021).
3. Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (в ред. Решений Коллегии Евразийской экономической комиссии,
от 05.04.2021 № 30).
4. Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза (поглавный). 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2017. 416 с.
5. Дробот Е.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности : учебное пособие / Дробот Е.В.. — Санкт-Петербург : Троицкий мост, 2017. — 167 c.
6. Новикова, С. А. Таможенное дело и таможенное регулирование в ЕАЭС : учебник для вузов / С. А. Новикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 376 с.
7. Покровская, В. В. Таможенное дело в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / В. В. Покровская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 298 с.
8. Покровская, В. В. Таможенное дело в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата / В. В. Покровская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 344 с.
9. Сидоров, В. Н. Таможенное право. Практикум : учеб. пособие для академического бакалавриата / В. Н. Сидоров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 267 с.
10. Таможенное дело : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н.Д. Эриашвили [и др.].. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 375 c.
11. Классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://ratel.kz/kaz/o_klassifikatsii_tovarov_v_sootvetstvii_s_tovarnoj_nomenklaturoj_vneshneekonomicheskoj_dejatelnosti_eaes
12. Коды ТН ВЭД [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://nalogikz.kz/docs/kody-tn-vyed.html