Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Семья является первой ячейкой в жизни человека, социальной группой, через которую он присоединяется к ценностям культуры, традиций и обычаев, овладевает первыми социальными ролями, приобретает опыт социального поведения. Удовлетворение членов семьи отношениями в ней является основной составляющей его социально-психологического климата. Естественно, только в браке, основанном на взаимной любви, возможно полноценное воспитание человека из поколения в поколение. Поэтому семья является основной небольшой группой, особым типом межличностных отношений, основанных на взаимном чувстве любви.
ЛЮБОВЬ, БРАК И СЕМЬЯ В РАЗЛИЧНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ТРАДИЦИЯХ
Еще древнегреческие философы Аристотель и Платон говорили о необходимости для человека иметь семью и придавали ей государственное значение. Например, в трактате «Законы» Платон писал: «Каждый брак должен быть полезен государству» (Платон, Законы // Работы в 4 томах М., 1973. Т. 3. Ч. 2. P. 112. ). Таким образом, философ пытался довести семейную проблему от частного до более высокого уровня, придать важность доступности как можно большего числа граждан в браке. Платон сказал, что женатый человек более уверенный, спокойный, умный («с семейной жизнью приходит мудрость мужа»), он «разумен, чтит законы, и ему есть что потерять и во имя чего жить». "Такой гражданин более предан своему правителю."(там же, стр. 115).
Есть подробные описания исторических форм семьи. Здесь, например, можно привести так называемые «разумные книги» XIV-XVI вв., исторические хроники и литературные и художественные произведения. В дополнение к подробному описанию структуры семьи, они также упомянули правила и каноны, которым должны следовать все люди, живущие в законном браке.
Субъекты семьи в своих посланиях и проповеди часто обсуждались представителями культа, которые считали его своей монополией. Огромный материал по культурным и семейным традициям содержит эссе путешественников, которые описывали обычаи и традиции народов стран, в которых они посещали. Однако научное исследование темы семьи началось сравнительно недавно, и оно было связано прежде всего с исторической и этнографической традицией.
Не меньший интерес к проблеме брака и семьи проявили немецкие философы. Известно, что они тяготели к построению грандиозных систем, которые требовали абсолютности и универсальности. Это связано не только с философской традицией страны, но и с конкретной ролью философии в общественной жизни Германии в то время.
«Германская философия характеризуется этико-гуманистической проблемой, проявляющейся, с одной стороны, в ориентации на повседневное практическое существование человека, а с другой - на рационализацию этики, в самом глубоком убеждении, что только искоренение невежество и распространение света научного знания могут привести к моральному совершенству человека» (Фишер К. Германия / История философии в 7 т. Л., 1957. Т. 4. С. 197).
Как и философские системы Канта, Фихте и Гегеля в целом, их этические теории отражают не только социальные отношения Германии и Европы в целом, но и в какой-то степени также относятся к России, поскольку учения этих философов очаровывали многие русские передовые умы XIX века. Благодаря немецким идеалистам впервые была обоснована европейская теория социального договора, которая позволяет создать семейный союз без участия церкви. Эта традиция была заложена на немецких землях и долгое время имела противников, которые теоретически находят много противоречивых, незаконных, а иногда и неестественных моментов.
Концепция брака и семьи в системах немецкой классической философии развивалась не только на немецкой земле - на них влияла французская философия, в частности идеи французского Просвещения и английская литература. В рамках этих понятий нашли место важные общие экономические проблемы: по моральному поведению, по соотношению личной и социальной, морали и права, по формированию нравственных качеств человека.
Одним из основных достижений германского идеализма было развитие диалектики как специфического метода философского исследования. Идея развития, принцип историзма становится, прежде всего, Гегелем, важными элементами новых взглядов на брак и семью. Кант и Фихте рассматривают проблемы брака и семьи, основанные на теории естественного права. Для них брак является моральным и юридическим институтом, в то время как было указано, что роль мужчин в союзе весьма существенна с точки зрения их «естественного превосходства» (этот термин упоминается в «Канта» в «Метафизике нравственности» (Кант, Композиции в 6 томах, 1969. T.6, P.549)). Однако, когда семья создается, будущие супруги обязательно должны соглашаться с моральным и идеологическим равенством, что в будущем поможет гармонизировать отношения. Среди других условий гармонизации также есть обязательное социальное и имущественное равенство жениха и невесты.
Теория естественного права исключила идею божественного происхождения семьи. Согласно ее положениям, можно было создать союз с помощью брачного контракта и соответствующего заключения людей, связанных с законодателями и министрами права (судьями, мэрами, губернаторами), то есть церковное постановление прекратило играть большую роль. В целом теория естественного права защищала рациональную политику брака и семейных отношений, но на практике она оказалась довольно неэффективной.
«Взгляды Канта на брак и семью противоречат друг другу: с одной стороны, он действует с понятием «чистого» брака (поскольку его источник является «чистым»), а с другой стороны, идеализирует нормы и правила брака и семейных отношений, которые существуют в его жизни»(Фишер К. Германия / История философии в 7 т. Л., 1957. Т. 4. С. 199).
Теория естественного права Кант «разъяснила», основываясь на истории брака и тем самым оправдывая неравенство мужчин и женщин тем, что «в еще не цивилизованном состоянии превосходство всегда на стороне человека ... Он полагается на право более сильного быть в доме правителя»; «в грубом естественном состоянии», и женщина, согласно Канту, является всего лишь «домашним животным» или «объектом владения» (Kant, I. Metaphysics of morals / Композиции в 6 томах M., 1969. T.6, С. 554). Для Канта женщина и теперь не человек как гражданин и не имеет гражданской самооценки. Человек имеет право владеть женщиной, а также имуществом, землей, экономикой, хотя «послушание жены проистекает из ее свободной воли» (там же, с.555). Философ не отрицает возможности прямого насилия, так что брак живет в ключе, в котором он представлен главой семьи.
«Дети, родившиеся в семье, имеют оригинальное ... естественное право на содержание родителями до тех пор, пока они не смогут поддержать себя» (там же, стр. 551). Содержание и воспитание ребенка - это моральный долг родителей, они не имеют права требовать возмещения расходов, потраченных на детей, и могут полагаться только на благодарность. Кант отрицает происхождение наследственного закона из естественного.
ВЫВОДЫ
Подводя итог обзору философских концепций на тему семьи можно выделить следующие основные положения, наиболее прогрессивные для времени Гончарова теории семьи:
1) Семья создается на основании свободного договора – сознательно строится мужчиной и женщиной, а не определяется волей других людей;
2) Нравственное содержание семьи сложно и многогранно; оно может составлять cодержание внутренней жизни человека (женщины);
3) Не только страсть, но и долг, воля, разум соединяют супругов; они должны прилагать все усилия, чтобы сохранить семью;
4) В семье природное и общественное начало человека соединены гармонично; в этом велико значение семьи для общества в целом.