Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время с появлением и распространением новых средств коммуникации и массовой информации в российском социуме существенно возросло значение рекламы, оказывающей существенное влияние на продвижение товаров и услуг на рынке и формирование потребительского спроса.
Уже 90-е годы ХХ в., с переходом к конкурентной рыночной экономике, в России появилось значительное количество фирм и агентств, осуществлявших рекламную деятельность. Развитие рекламного рынка обусловило необходимость соответствующего законодательного регулирования сферы рекламной деятельности.
1.Правовое регулирование общих требований к рекламе
В связи с активным размещением рекламы в различных средствах массовой информации возникла необходимость правового регулирования и этого аспекта рекламной деятельности. В декабре 1991 года был принят Закон Российской Федерации (РФ) «О средствах массовой информации» (действует в актуальной редакции в настоящее время), установивший ответственность за распространение недостоверной информации, а также ограничивший объем рекламы в средствах массовой информации, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера.
Определенные аспекты деятельности, касающиеся информирования потребителей, регулирует и Закон РФ «О защите прав потребителей» 1992 года, действующий в актуальной редакции в настоящее время и содержащий требования к информации о товарах (работах, услугах), которая должна доводиться до потребителя, а также устанавливающий ответственность за ненадлежащую информацию и нарушение прав потребителей.
В 1993 году были приняты Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (в настоящее время акт утратил силу). Данный правовой акт вводил запрет на рекламу алкогольных напитков и табака, пропаганду запрещенных методов лечения и лекарственных средств.
Однако для предотвращения недобросовестной конкуренции, в том числе с использованием рекламы, этого было недостаточно. В 2006 году был принят новый антимонопольный закон «О защите конкуренции». Статьей 14 данного закона не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами .
В 2006 году был принят специальный Федеральный Закон «О рекламе» с изменениями и дополнениями действующий в настоящее время. Таким образом, была создана законодательная база, позволяющая регулировать отношения в сфере рекламы и рекламной деятельности. В статье 3 ФЗ «О рекламе» определено понятие «реклама», под этим понимается «... информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке». Закон содержит общие положения и требования, предъявляемые к рекламе, определяет особенности отдельных способов ее распространения, устанавливает требования, предъявляемые к рекламированию отдельных товаров и услуг, содержит нормы о саморегулировании рекламной деятельности, а также о государственном надзоре в этой сфере и ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
Определяя понятие недобросовестной рекламы, закон относит к ней и рекламу, направленную на продвижение товара, в отношении рекламирования которого установлены специальные требования или ограничения, если она осуществляется под видом рекламы другого товара.
2.Современое состояние общих требований к рекламе в Российской Федерации
Основные требования к рекламе установлены ст.5 Закона о рекламе:
1. Рекламное объявление должно содержать добросовестную и подлинную информацию;
2. Недобросовестной рекламой признается то объявление, которое: включает некорректные сравнения; порочит честь, достоинство или деловой престиж лица или рекламирует запрещенные товары и услуги;
3. П 3 ст 5 Закона о рекламе. Ложной и сомнительной рекламой признается то объявление, которое содержит несоответствующую действительности информацию: всех свойств и характеристик товара, включая срок годности, состав, имя производителя, потребительских характеристик; об ассортименте и комплектации товара; стоимости товара, процедуры оплаты, размере скидок и тарифов; о принципах и условиях доставки; о рекомендации физических или юридических лиц относительно предлагаемого товара; о положительных результатах исследования и испытания; о фактическом размере спроса товара и об объеме производства;
4. Анонс не должен подталкивать людей к совершению противоправных действий, к насилию и жестокости или формировать у граждан РФ негативное отношение к лицам, которые не пользуются соответствующими товарами или услугами;
5. П 5 статьи 5. Согласно настоящему Федеральному закону, в рекламе не допускается: применение иностранных слов и выражений; указание того, что данный товар был одобрен службами общегосударственного правления и службами областного самоуправления. Также строго запрещена: публичная демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции; применение образов медицинских и фармацевтических сотрудников; указание того, что соответствующий товар был создан на основе тканей эмбриона человека; указание на то, что данный товар обладает лечебными свойствами и способен излечить человека от болезни;
6. ФЗ о рекламе ст 5 ч 6, в тексте которой содержится информация о том, что в анонсе не допускается использование бранных высказываний, неприличных и оскорбительных образов, сравнения и выражения относительно пола, профессии, расы и национальности народов РФ;
7. Не может быть представлен анонс, в котором отсутствует часть основной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или применения;
8. Согласно требованиям, в анонсе не должны быть представлены данные, которые не зарегламентированы Федеральным законом № 38 или другими нормативными актами;
9. Ст 5 п 9. В радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции нельзя использовать скрытую рекламу, которая способна оказывать влияние на сознание потенциальных потребителей;
10. Нельзя размещать рекламу на учебниках в образовательных учреждениях, которые предназначены для обучения в начальных и средних классах;
11. При разработке, размещении и публикации рекламы должны быть соблюдены нормы и требования законодательства РФ.
Заключение
Как и в других странах, общие требования к рекламе в Российской Федерации определяются нормами общественной морали, федеральных законодательных актов, обычаями делового оборота, нормами международного и национального рекламного кодекса, этическими нормами бизнес-сообщества, в том числе и декларированными в документах общественных организаций, объединений, союзов субъектов рекламного рынка.