Фрагмент для ознакомления
2
Термин «функция» является довольно универсаль¬ным и многоаспект-ным. «Функция» (от лат. «functio» - исполне¬ние, осуществление) использует-ся в следующих значениях:
1) деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств ка-кого-либо объекта в данной системе отношений (напр., функция органов чувств, функция денег).
2) В математи¬ке под функцией понимается зависимость одной величины от другой.
3) В социологии функция - это роль, которую выполня¬ет определенный социальный институт или процесс по отно¬шению к целому (напр., функция государства, семьи и т. д. в обществе).
4) В лингвис¬тике - назначение, роль (иногда и значение) языковой еди-ницы или элемента языковой структуры .
Если обратиться к этимологии термина «функция», то можно отметить, что данный термин является одним из основных математических и общена-учных терминов. Идеи зависимости одной величины от другой появились еще в древности (так, ва¬вилонские ученые установили зависимость площади круга от изменяющейся величины радиуса) и нашли свое развитие и от-ражение в трудах ученых 17 века - Р. Декарта, И. Ньютона, П. Ферма. Сам термин «функция» был введен в оборот в 1694 году немецким ученым Г. Лейбницем, который под функцией понимал отрезок, длина которого меня-ется по какому-нибудь закону.
Для науки теории государства и права вопрос опре¬деления функций государства является определяющим. При¬чем категория «функции государ-ства» диалектически связана с такими категориями как «функции права», «функции государст¬венных органов», «функции государственной власти». Да и в целом, стоит признать, что без уяснения сущности функций государ-ства довольно сложно полноценно определить место и значение науки тео-рии государства и права.
Цели и задачи государства определяются сущностью и социальным назначением государства. Это означает, что в содержании функций присут-ствуют классовый и общесоциальный моменты. В период ран¬них обществен-но-экономических формаций, а также в государствах, где социальная струк-тура отличается ярко выраженным разделением на противоположные и даже враждебные классы, касты, сословия, социальные и этнические группы, гос-подствует антагонизм между управляющими и управляемыми. Социальный порядок достигается путём насилия, а не компромисса и согласия. Государ-ство выступает как политическая организация, защищающая интересы пра-вящего класса, господствующей социальной группы. Одновременно с этим государство проводит организованное насилие в отношении угнетен¬ных сло-ев населения. В таком государстве ярко выражена функция обороны, охраны и безопасности и могут быть слабо выражены со¬циальная и экономическая функции. Вместе с тем может доминировать идеологическая функция. Госу-дарство насаждает государственную религию, идеологию с тем, чтобы дер-жать в духовном подчинении население .
Историческое развитие государств усиливает общесоциальный аспект в сущности и предназначении государства. Социальная струк¬тура в обществе развивается и усложняется настолько, что в ней уже нет ярко выраженных противоположных классов и групп. Общество разбивается на большое мно-жество социальных групп, страт, этниче¬ских общностей, каждая из которых имеет свои особенные интересы. Социальные группы взаимодействуют друг с другом, дополняют друг друга, составляют единый социальных организм, позволяющий обще¬ству действовать как единое целое. Управление таким обществом уже не может вестись с помощью противопоставления интересов одной группы интересам всех остальных групп. Требуется нахождение ком-промиссов и соглашений. В таких условиях государство выступает уже не институтом, защищающим интересы одной группы и подавляющим все остальные группы, а организацией, которая примиряет и гармо¬низирует от-ношения между группами. Современное демократическое государство осно-вывается на сложной и многообразной социальной структуре общества.
Можно указать общую закономерность: чем более разнообразна соци-альная структура общества, тем более она требует демократической органи-зации государства и противостоит авторитаризму, и наоборот, чем более од-нородно общество, тем более оно склонно к авторитаризму.
Современное государство со сложной социальной структурой при-звано действовать во имя коллективного блага, блага всех социальных групп. Общесоциальная сущность и предназначение современного государ-ства проявляются, например, в таких его действиях, как:
1) поддержание правового порядок в стране в соответствие с кон-ституционным строем, который устанавливается как общественных договор между различными политическими силами и социальными группами;
2) обеспечение социального мира и стабильности в отношениях между различными социальными группами путём компромиссов и вза¬имных уступок;
3) защита личности от произвола, создание нормальных условий жизни для всех членов общества независимо от их пола, возраста, об-разования, национальности и пр.;
4) развитие образования, науки, культуры, здравоохранения, эко-номики;
5) обеспечение охраны и безопасности общества от преступных дей-ствий внутри страны, а также оборона от внешней агрессии .
Таким образом, в современном демократическом государстве ши¬роко развиваются экономическая, социальная, духовно-культурная функции, а также функция охраны и безопасности. Престиж государ¬ства, поддержка его народом непосредственно зависит от способности решать указанные задачи.
Субъектами реализации функций государства выступают разноо-бразные государственные органы, а также государственные учрежде¬ния и предприятия, входящие в механизм государства. Негосударствен¬ные учре-ждения и предприятия также принимают участие в реализации функций гос-ударства. Их принято называть участниками государствен¬ной деятельности.
Каждая функция имеет определенное содержание и зависит от многих объективных и субъективных факторов. К объективным обстоятельствам от-носится, прежде всего, тип экономики и уровень её развития в государстве. Социалистический или капиталистиче¬ский тип хозяйствования принципиаль-но меняет содержание эко¬номической функции. Одновременно с этим госу-дарство с отсталой экономикой действует иначе, чем государство с передо-вой эконо¬микой.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном го-лосовании 12 декабря 1993 г.) // Рос. газ. - 1993. - № 237.
Научная литература
2. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: курс лек-ций. 2-е изд., доп. / Г.В. Атаманчук. - Москва: Омега-Л., 2004. - 584 с.
3. Афанасьев, В.С. Функции государства: начала философско-системного анализа / В.С. Афанасьев // Труды Академии управления МВД России. - 2018. - № 3 (47). - С. 54-58.
4. Болгов, В.А. Функции государства: классификация, роль и харак-тер в разные периоды в Российской Федерации / В.А. Болгов, Ю.В. Шуваева // Территория науки. - 2017. - № 3. - С.169-173.
5. Гаско, А.В. Внутренние и внешние функции государства (основные и второстепенные) / А.В. Гаско, М.В. Орлова // Социально-экономические аспекты развития современного общества. - 2017. - С.28-34.
6. Жихорева, Р.Е. Реализация правоохранительной функции госу-дарства в сфере экономики : дисс. ... канд. юрид. наук / Р.Е. Жихорева. - Москва, 2017. - 204 c.
7. Каск, Л.И. Функции и структура государства / Л.И. Каск. - Ле-нинград, 1969. - 64 c.
8. Кнорринг, В.И. Основы государственного и муниципального управления: учебник. 3-е изд., доп. / В.И. Кнорринг. - Москва: Экзамен, 2006. - 477 с.
9. Корельский, В.М. Общая теория социалистического государства. Учебное пособие (цикл лекций) / В.М. Корельский. - Свердловск, 1970. - 200 с.
10. Кравченко, И.И. Государство и общество / И.И. Кравченко // Во-просы философии. - 2007. - № 7. - С. 19-35.
11. Красин, Ю.А. Государство и общество: сдвиги во властном поле / Ю.А. Красин // Полис. Политические исследования. - 2013. - № 5. - С. 51-58.
12. Морозова, Л.А. Функции российского государства на современ-ном этапе / Л.А. Морозова //Государство и право. - 1993. - № 6. - С. 98-101.
13. Насриддинова, Н.Ф. Сущность и функции государства / Н.Ф. Насриддинова // Право и государство: теория и практика. - 2020. - № 4 (184). - С. 79-81.
14. Охотский, Е.В. Теория и механизмы современного государствен-ного управ¬ления. В 2 т.: учебник и практикум для бакалавриата и магистра-туры. 2-е изд., перераб. и доп. / Е.В. Охотский. - Москва: Юрайт, 2015. - Т. 1. - 479 с.
15. Пожарский, Д.В. Охранительная функция государства (теорети-ко-методологические проблемы): дисс. ... д-ра. юрид. наук / Д.В. Пожарский. - Москва, 2014. - 418 c.
16. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник / Л.П. Рассказов. - Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2015. - 559 с.
17. Романенкова, Е.Н. Теория государства и права. Конспект лекций // Е.Н. Романенкова. - Москва: Проспект, 2015. - 95 с.
18. Ромашов, Р.А. Теория государства и права / Р.А. Ромашов. – Москва .: Издательство Юрайт, 2019. - 642 с.
19. Самощенко, И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства / И.С. Самощенко // Советское государство и право. - 1956. - № 3. - С. 81-91.
20. Теория государства и права : учебник / под ред. д-ра юрид. наук, проф. Г.Г. Бернацкого. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2020. – 753 с.
21. Чернова Э.Р., Багин А.А. Формы осуществления функций госу-дарства публичными органами власти / Э.Р. Чернова, А.А. Багин // Аллея науки. - 2017. - Т. 2. - № 11. - С. 438-441.
22. Черноголовкин, Н.В. Теория функций социалистического госу-дарства / Н.В. Черноголовкин. - Москва, 1970. - 216 с.