Фрагмент для ознакомления
2
Государство – это совокупность (общность) людей, которые объединены по определенным признакам (территория, народ и власть).
Государство – это результат долгого исторического развития; одна из форм человеческого общения [2, с. 95].
Были времена, когда человечество существовало без государства. В настоящее время условия сложились так, что государство является формой, при которой могут существовать разные нации и народы вместе.
Если рассматривать это понятие в достаточно узком смысле, то здесь мы будем иметь в виду стоящий над обществом аппарат управления обществом. Государство имеет структурный характер и состоит из государственных органов, уполномоченных управлять обществом.
Государство в другом – широком – смысле представляет собой, прежде всего, уже не механизм, аппарат чиновников, а общество, сложную систему, составляющие которой связаны отношениями властного характера. Здесь мы уже говорим о наличии государственно-правовых институтов, законов, армии, правоохранительных органов. Теперь перечислим признаки государство (рисунок 1).
Рисунок 1 – Признаки государства
Публичная власть. Это признак предполагает разделение общества на тех, кто управляет и на тех, кто управляется. На рисунке 2 показаны виды государственной власти.
Рисунок 2 – Виды государственной власти
Разделение населения по территориальному принципу
В государстве живет население на определенной территории, которая может делиться по административно-территориальному признаку на регионы, области, районы, города.
Налогами называются «учрежденные государством обязательные платежи, взыскиваемые с граждан и юридических лиц для содержания публичной власти и осуществления социальных программ» [10, с 301].
Государственные суверенитет, или верховенство государства внутри страны и независимость внешнеполитической сферы, также выделяется часто как один из признаков государства. Это признак не государства, а именно государственной власти.
Верховенство государственной власти предполагает:
1) Право государства представлять все общество в целом;
2) Распространять свою власть на все население;
3) Право издания законов.
Независимость государства предполагает:
1) Государство признается международным сообществом членом межгосударственных отношений;
2) Функционирование в рамках самостоятельной внешней политики;
3) Другие государства не вправе вмешиваться во внешние дела суверенного государства.
2 Признаки государства
В современном понимании государство представляет собой сложную многофункциональную целостность. Оно отличается наивысшей концентрацией власти, наибольшей способностью к решению общественных проблем. Поэтому государство во многом обеспечивает целостность общества и является политическим центром, к которому тяготеют другие политические силы. Оно выполняет задачи, необходимые для обеспечения нормального функционирования любой человеческой общности: защиту безопасности, охрану среды.
Государство как политическая сила обеспечивает организованность общества, наличие в нем определенного порядка [7, с. 937].
Общественная сущность государства выражается во взаимосвязи с ним социальных групп и человека и характеризуется понятием гражданства. Наличие гражданства имеет для человека принципиальное значение, т. к. определяет политический и социальный статус, права и свободы, а во многом - материальное и моральное благополучие. Государство также определяет положение в обществе целых социальных групп (сословий), их права, льготы.
Государство обладает таким свойством, как принудительность. Принадлежность личности к тому или иному государству меньше зависит от нее, но больше от государства, воли и объективных обстоятельств, в которых находится личность. Государство располагает исключительным правом на навязывание своей воли с помощью аппарата насилия - армии, служб охраны порядка и безопасности.
Государство располагает рядом исключительных прав, присущих только ему. К ним относятся право на нормирование жизни всего общества, право на издание законов, регулирующих общественную жизнь и имеющих общеобязательный характер. Эти права в той или иной степени находят свое отражение в Основном законе государства - Конституции.
Существенным признаком государства признается территория. Органическая теория государства выводит его основу из земли. Так, на развитие Российского государства повлияли такие геополитические факторы, как равнинный характер местности, ее открытость, отсутствие естественных географических границ, наличие практически неисчерпаемых ресурсов, сочетание леса и степи. Эти обстоятельства влияли на структуру хозяйства, образ жизни, расселение населения и социальные отношения в обществе, определяли специфику российской государственности.
Для государства принципиальное значение имеют границы, которые являются не только географической, но и политической категорией. Каждое государство, в особенности при своем возникновении и формировании, стремится установить границы вдоль выгодных естественных рубежей. При этом важное социально-политическое значение имеет совпадение границ территории государства с этническими границами.
Государство как политическая структура обладает чрезвычайно сложным строением. Традиционно выделяются три ветви государственной власти: исполнительная, законодательная и судебная, имеющие в различных странах разное оформление и название.
В Российской Федерации, как правовом государстве, в Конституции закреплен принцип разделения властей. Возможен и иной подход к структурированию государства с выделением верховной власти и ее носителей, образующих центры принятия государственных решений, и государственной бюрократии, играющей вспомогательную, служебную роль.
В различные этапы развития общества государственный механизм обладал различными функциями и состоял из различных частей. Постепенно стали формироваться государственные органы, которые обеспечивали нормальное функционирование государственного механизма.
Механизм государства в России – это общность органов, которые наделены властными полномочиями и функционируют в рамках защиты интересов государства.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Агадуллин, Н.Ф. Национальная экономическая безопасность как категория экономической теории. [Текст] / Н.Ф. Агадуллин. Диссертация на соискание у. с. канд. экон. наук. Уфа, 2018
2) Аникина Е.А. Экономическая теория: учебник / Е.А. Аникина, Л.И. Гавриленко. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. – 413 с.
3) Антюхова Е. А., Международная безопасность. Глобальные и региональные акторы : монография. — Москва : Аспект Пресс, 2020
4) Богатырева Т.Г. Глобализация и императивы культурной политики современной России. - М.: ТЕИН, 2016.
5) Гегель. Философия права / Гегель. - Москва: Наука, 2010. - 524 c.
6) Гимазова Ю. В. Государственное и муниципальное управление: / Ю. В. Гимазова, Н. А. Омельченко. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 453 с.
7) Занко Т.А. Актуальные вопросы функционирования федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2015. № 9 (93). С. 938-945.
8) Кучеров И. И. Налоговое право России: курс лекций. – М.: УКЦ ЮрИноР, 2018.
9) Мартиросян Г.А. Политология: Курс лекций. – Рязань: РГРТУ, 2019
10) Новгородцев П. И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания / П.И. Новгородцев. - Москва: Машиностроение, 2017. - 570 c.
11) Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Российская Газета. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2017/05/15/prezidentukaz208-site-dok.html (дата обращения: 10.05.2021).
12) Федеральный закон № 35 от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму» // СПС «Консультант-Плюс».
13) Федоров Д.А. К вопросу об экономических целях общества /Д.А.Федоров //Экономика и социум. - 2014, № 3-3(12). - С. 492-495. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22970558