Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Современное состояние социально-экономического развития современного российского общества обусловил ряд проблем в социальных отношениях, изменение стериотип жизнедеятельности, неопределенность перспектив, снижение общекультурного уровня подрастающего поколения, дефицит благоприятного социальной среды для воспитания детей и молодежи. Решение указанных проблем потребует системного вмешательства в эти процессы социальных педагогов, профессиональная деятельность которых реализуется в сфере помощи людям.
Социально-педагогическая деятельность ориентирована на создание благоприятных условий социализации, содействие всестороннему развитию личности и удовлетворение его социокультурных потребностей, а также на помощь личности в решении жизненных проблем и восстановления социально одобренных способов жизнедеятельности.
Одним из ведущих видов профессиональной деятельности социального педагога является консультирование. Консультация имеет свою структуру и разворачивается поэтапно. Каждый следующий этап базируется на предыдущем и продвигает клиента к решению его проблемы.
В консультировании каждая навык, прием, техника, применяемая консультант должно быть оправдана. Консультирование это не механическое применение тех или других приемов. В этом процессе не достаточно воспроизвести определенную схему, алгоритм, зачитать список вопросов и т.д. Все действия консультанта должны соответствовать ситуации, состояния, потребностям клиента.
Эффективность консультативной работы во многом зависит от личности консультанта, от его умений найти общий язык с клиентом, выделить его проблему и разделить ее на элементы для лучшего восприятия, а также эффективность консультативной работы зависит от личности клиента, от того, чего он хочет достичь, каких усилий хочет приложить.
Цель контрольной работы – рассмотреть структуру процесса консультирования.
Задачи:
1. Изучить психологическое консультирование как форму практической деятельности психолога: понятие и виды;
2. Рассмотртеь соотношение психологического консультирования и психотерапии;
3. Изучить цели и задачи психологического консультирования;
4. Рассмотреть современные представления о целях консультирования в основных психологических школах;
5. Описать структуру процесса психоконсультирования;
6. Изучить этические принципы консультирования.
1. Психологическое консультирование как форма практической деятельности психолога: понятие и виды
Психологическое консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в решении проблем и принятием решений относительно профессиональной каьреры, браке, семье, совершенствования личности и межличностных отношений.
Психологическое консультирование как профессия является относительно новой отраслью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имея клинических нарушений, однако нуждающихся в психологической помощи.
Именно с тяжелым нарушениям, из последствий длительных психологических травм началось реальное изучение параметров оптимального общения и рациональной организации трудовой и учебной деятельности, что позволило впоследствии, на основе приобретенного знания, перейти к оказанию помощи психически и соматически здоровым людям. Задачей психологического консультирования стало, таким образом, лечение нарушений, а их предупреждение, работа с деструктивными формами общения, нерациональными способами организации деятельности - тем, что приводит к появлению травм, а впоследствии - болезней.
В 40 – 50 года профессиональное консультирование возникло и распространилось благодаря социальному запросу, обусловленном психологической просвещением психотерапевтов, главным образом психодинамичних направлений, и с опорой на опыт психотерапевтической практики (преимущественно клиент - центрированной психотерапии Роджерса). Становление психологического консультирования происходило почти одновременно во всех экономически развитых странах, поэтому сложно определить учредителей.
Однако четко выделяются три основных подхода к психологическому консультированию.
1. Проблемно-ориентированное консультирование направлено на анализ сущности и внешних причин проблемы, поиск путей решения. Подход аналогичный поведенческой психотерапии, часто подразумевает привлечение к консультированию членов семьи пациента и организационную помощь ему и его семье.
2. Личностно-ориентированное консультирование сосредоточено на анализе индивидуальных причин проблемы, возникновении деструктивных личных стереотипов, предупреждении подобных проблем в будущем. Подход аналогичный психодинамической психотерапии, консультант принципиально воздерживается от советов и организационной помощи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и практика. Учебник для вузов и ссузов. — М.: Прометей, 2018. — 362 с.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. Практическое пособие. — М.: Класс, 2004. — 103 с.
3. Баксан Е. (сост.) Подсказки для начинающих психологов: простые и эффективные методики работы. Сборник статей. — 2019. — 34 с. Ко
4. Болотова А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 340 с.
5. Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2019. 320 с.
6. Еромасова А. А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 182 с.
7. Кашапов, М. М. Психологическое консультирование : учебник и практикум для вузов / М. М. Кашапов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 157 с.
8. Константинов В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 200 с.
9. Коржова Елена Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер. 2020. 544 с.
10. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. — М.: Юрайт. 2019. 174 с.
11. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование : учебное пособие для вузов / Кочюнас Р. - 10-е изд. - Москва : Академический Проект, 2020. - 222 с.
12. Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 152 с.
13. Психология. Учебник и практикум для СПО / под общ. ред. А. С. Обухова. — М.: Юрайт. 2019. 404 с.
14. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
15. Шнейдер Л. Б. Психология идентичности. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. 328 с.