Фрагмент для ознакомления
2
Пояснительная записка
Основная задача всех курсов элективного характера по филологии – формирование у учащихся всех видов компетенции: воспитание чувства языка, могоаспектный аналих текстов, осмысленное чтение и критическая оценка прочитанного. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 9 классе –14 часов. Календарно – тематическое планирование составлено на 14 часов из расчета 2 часа в неделю.
Основной учебник: Русский язык. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская., А.Д.Дейкина, О.М. Александрова, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации,2013г.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 9 классе составлено на основе программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), автор: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, издательство «Просвещение», Москва, 2009 г. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.
Оно направлено на повторение и систематизацию учебного материала, изученного в основной школе, на развитие устной и письменной речи учащихся, на подготовку учащихся к новым формам аттестации – сжатому изложению, сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, комплексному анализу текста, тестированию. Выделены дополнительно часы из регионального компонента, используемые на подготовку к ГИА, включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях.
Задачи программы:
Развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения
Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Тематическое планирование
Содержание курса
Тема 1. Макроконцепт в лингвистике: понятие и классификация
Цель занятия : введение новых понятий и терминов по теме.
Личностные результаты: самосовершенствование, повышение когнитивной активности, расширение кругозора, пополнение словарного запаса.
Метапредметные результаты: Умение осуществлять контакт между учителем и учеником, аргументировать свои рассуждения.
Предметные результаты: знать понятие и классификацию «метаконцептов».
Вступительное слово учителя, введение новых понятий и терминов.
Форма работы: объяснение нового материала с помощью презентации. Беседа с элементами контроля.
Тема 2. Макроконцепт как исследовательский инструментарий когнитивной лингвистики
Цель занятия : введение новых понятий и терминов по теме.
Личностные результаты: самосовершенствование, повышение когнитивной активности, расширение кругозора, пополнение словарного запаса.
Метапредметные результаты: Умение осуществлять контакт между учителем и учеником, аргументировать свои рассуждения.
Предметные результаты: знать основные методы текстологического анализа по исследуемой теме.
Вступительное слово учителя, введение новых понятий и терминов.
Форма работы: объяснение нового материала с помощью презентации. Беседа с элементами контроля.
Тема 3. Методология исследования языковой репрезентации макроконцептов
Цель занятия : введение новых понятий и терминов по теме.
Личностные результаты: самосовершенствование, повышение когнитивной активности, расширение кругозора, пополнение словарного запаса.
Метапредметные результаты: Умение осуществлять контакт между учителем и учеником, аргументировать свои рассуждения.
Предметные результаты: уметь применять на практике основные методы текстологического анализа по исследуемой теме.
Вступительное слово учителя, введение новых понятий и терминов.
Форма работы: объяснение нового материала. Беседа с элементами контроля
Тема 4. Языковая репрезентация категории событийности в структуре макроконцепта "жизнь человека" на материале произведений Захара Прилепина
Цель занятия : исследование творчества З.Прилепина с позиций когнитивной лингвистики.
Личностные результаты: самосовершенствование, повышение когнитивной активности, расширение кругозора, пополнение словарного запаса, расширение методологической базы на практике.
Метапредметные результаты: Умение осуществлять контакт между учителем и учеником, аргументировать свои рассуждения, применять методы анализа текста на прктике.
Фрагмент для ознакомления
3
суждение.
Список литературы:
1. Актуальные проблемы современной лингвистики / сост. Л. Н. Чурилина. М.: АСТ, 2009.
2. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка. Издательство: «Наука», «Флинта», 2009.
3. Анна А. Зализняк, И. Б. Левонтина, А. Д. Шмелев. Ключевые идеи русской языковой картины мира (сборник). Издательство: «Языки славянской культуры», 2005.
4. Комарова, З. И. Когнитивные функции цитаты в естественнонаучном тексте. Екатеринбург, 2009.
5. Попова З.Д., И.А. Стернин. Когнитивная лингвистика. Издательство: «АСТ», «Восток-Запад».2007.
6. Русский язык. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская., А.Д.Дейкина, О.М. Александрова, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации,2013.