Фрагмент для ознакомления
2
Методы и приемы обучения
1.1 Структура исторических знаний. Факты разного порядка: главные, неглавные.
1. 1 Главный элемент содержания исторического образования -- это знания.
Историческое знание включает в себя познание самой исторической науки: ее содержания, способов действия с историческим материалом, теоретических и методологических основ (учение о принципах построения, формах и способах научного познания).
Основной задачей исторического познания является получение знания, которое зафиксировано в источнике. В процессе обучения ученики овладевают элементами исторических знаний, оперируя такими категориями, как факт, событие, явление, процесс. При отборе фактов для использования на уроке следует учитывать их научную достоверность, конкретность, образность и эмоциональность, а также возрастные особенности учащихся, специфику конкретного класса. Для учащихся среднего звена, как правило, наиболее востребованными оказываются образные факты, для старшеклассников – документально подтвержденные, научно обоснованные. Из сочетания фактов разного порядка возникает представление. Поэтому при подготовке к урокам нужен отбор основных и опорных фактов, выявление тех из них, которые ученики должны надолго запомнить. Само слово факт в переводе с латинского означает сделанное, совершившееся. В истории факт рассматривается как некоторый имевший место фрагмент действительности, конкретной ситуации; факт неповторим, его нельзя воспроизвести, наблюдать. В исторической науке можно выделить главные факты : образцы материально-пространственной среды, образы материальных предметов, образы людей, типичные личности, образы статичные целостные, образы динамичные целостные) и неглавные факты: хронологический, картографический, статический материал, статичные и динамичные факты).
Сложные (например, процессы) можно разложить на более мелкие элементы. Например, сложный факт – процесс закрепощения крестьян, простой – введение «заповедных лет», элементарные – Юрьев день, пожилое.
Главные (оказали значительное воздействие на развитие общества, передают характерные черты эпохи, заключают в себе важные теоретические сведения, отличаются образностью и эмоциональностью, обладают высоким воспитательным потенциалом) и
неглавные (необходимы для локализации главных фактов, их количественной характеристики).
Главные факты изучаются как на эмпирическом, излагаются полно, подробно, так и на теоретическом уровнях, неглавные – только на эмпирическом уровне, излагаются конспективно. Можно выделить Уникальный факт - уникальное событие привязанное ко времени и пространству, факты-свидетельства, факты первого порядка - крупные (ВОВ), второго - мельче , третьего - еще мельче ( операция тайфун).
Из сочетания фактов разного порядка возникает образ исторического события. Поэтому при подготовке к урокам нужен отбор основных и опорных фактов, выявление тех из них, которые ученики должны надолго запомнить. Как уже отмечалось, основные факты, значимые для познания истории и формирующие ведущие идеи курса, раскрываются более полно и подробно. Конспективно излагаются неосновные факты. Они нужны для связи, для прочного запоминания важнейших событий. Таким образом, от значимости фактов зависит степень их освещения. Каждый приведенный на уроке факт должен раскрывать сущность вопроса, способствовать уяснению основных теоретических положений.