Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Проблема согласования ценностей компании и сотрудников возникла при переходе России к рыночной экономике. Во многих организациях ценности оставались на уровне традиционной ментальности советского периода, что стимулировало у менеджеров различные проблемы.
Сегодня современный бизнес в России, ориентируясь на зарубежный опыт менеджмента, привносит западные ценности в организацию и пытается увязать, согласовать ценности сотрудников с ними. Учитывая российский культурный контекст, очевидны трудности, с которыми сталкиваются менеджеры компаний: процесс важнее результата в работе, надежда на «авось», неаккуратность, непунктуальность в контактах и др.
Цель данной работы – проанализировать соответствие собственных ценностных ориентаций ценностям компании.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) Провести анализ собственных ценностных ориентаций с помощью диагностического инструментария;
2) сравнить полученные результаты с ценностями компании.
Методы исследования: метод анализа, синтеза, сравнения; методика ценностных ориентаций М. Рокича [3]; тест «Мотивационный профиль», разработанный специалистами по подготовке персонала Ш. Ричи и П. Мартином [10]; метод экспертных оценок; методика диагностики организационной культуры К. Камерона и Р. Куинна [1].
Структура данной работы включает введение, два параграфа, заключение и список литературы.
1. Анализ собственных ценностных ориентаций с помощью диагностического инструментария
В современной интерпретации ценностные ориентации – это, прежде всего, предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии с ними. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни» [4].
Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного «проекта» жизни» [5].
Ценности существуют как многоуровневая система, в которой есть высшие ценности (ценности-цели) и второстепенные (ценности-средства). Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, т.е. систему важнейших качеств личности. Эти ценностные ориентации определяют некоторую основу сознания и поведения личности, они обуславливают ее развитие и формирование [4].
Для решения поставленной задачи был использован следующий диагностический инструментарий:
методика ценностных ориентаций М. Рокича [3];
тест «Мотивационный профиль», разработанный специалистами по подготовке персонала Ш. Ричи и П. Мартином [10].
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной.
Природа человеческих ценностей по Рокичу:
общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико;
все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
ценности организованы в системы;
истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах, и личности;
влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.
М. Рокич различает два класса ценностей – терминальные и инструментальные:
Терминальные ценности М. Рокич определяет, как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;
Инструментальные ценности – как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной, точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств [3].
В результате исследования установлено, что лидирующие позиции занимают такие терминальные ценности как: здоровье, любовь, интересная работа, материальное благополучие и активная деятельность жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ерастова, А. В. Методы диагностики организационной культуры Электронный ресурс / А. В. Ерастова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-diagnostiki-organizatsionnoy-kultury (Дата обращения: 25.05.2021).
2. Макеев, В. А. Корпоративная культура и социальная ответственность в управлении организацией Электронный ресурс / В. А. Макеев // Cyberleninka.ru. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-kultura-i-sotsialnaya-otvetstvennost-v-upravlenii-organizatsiey (Дата обращения: 25.05.2021).
3. Методика М. Рокича «Ценностные ориентации» Электронный ресурс / В. А. Макеев// Cyberleninka.ru. – URL: dip-psi.ru (Дата обращения: 25.05.2021).
4. Нагоева, Л. Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен / Л. Х. Нагоева // Новые технологии. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-ponyatie-i-fenomen (дата обращения: 25.05.2021).
5. Определение ценностных ориентаций Электронный ресурс // hr-portal. – URL: hr-portal.ru (Дата обращения: 25.05.2021).
6. Организационная культура: понятие, сущность, функции Электронный ресурс // P-lib.ru. – URL: http://www.p-lib.ru/pedagogika/sitarov_didaktika/sitarov_didaktika49.html (Дата обращения: 25.05.2021).
7. Организационная культура // www.grandars.ru Электронный ресурс // Grandars.ru. – URL:http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/organizacionnaya-kultura.html (Дата обращения: 25.05.2021).
8. Организационная культура Электронный ресурс // Grandars.ru. –URL: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/organizacionnaya-kultura.html (Дата обращения: 25.05.2021).
9. Пищик, В. И. Социально-психологические технологии бизнес-консультирования: учебное пособие / В. И. Пищик. – М.: РУСАЙНС, 2017. – 134 с.
10. Тест «Мотивационный профиль» Ричи Ш, Мартина П. Электронный ресурс // Docplayer. – URL: docplayer.ru (Дата обращения: 25.05.2021).