Фрагмент для ознакомления
2
Вариант 8. Тема: Контроль деятельности подчиненных в организации.
1. Контроль как функция менеджмента. Понятие, виды, формы контроля.
Ответ
Начнем с общего анализа. Составляется план организации, создается ее структура, заполняются рабочие места, определяются причины поведения сотрудников. К функциям управления необходимо добавить еще один компонент: контроль.
Контроль, как правило, ассоциируется с властью, командованием, «ловлей», «совершенствованием», «захватом». Эта идея контроля далека от основного содержания контроля [2,с.23].
Контроль обычно понимается как процесс сравнения (перекрестной проверки) фактически достигнутых результатов с ожидаемыми.
Некоторые организации создали полные системы контроля. Их функции - посредничество между планами и деятельностью, т.е. система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, определяемыми первоначальными планами руководства, и фактическими показателями деятельности организаций. Конечная цель контроля – служить различным планам и целям руководства.
Все системы контроля должны основываться на следующих основных требованиях-критериях: эффективность контроля, влияние на людей, достижение целей контроля и определение границ контроля.
Различают следующие виды контроля[9]:
1. предварительный контроль. Он проводится до фактического начала работ. Основным средством предварительного контроля является применение определенных правил, процедур и инструкций.
В процессе предварительного контроля можно обнаружить и предвидеть отклонения от правил в разное время. Он имеет разновидности: диагностический и лечебный. Диагностический контроль включает такие категории, как индикаторы, контрольные показатели, сигналы тревоги и т.д., которые указывают на то, что в организации что-то идет не так.
Контроль позволяет не только обнаружить отклонения от стандартов, но и принять корректирующие меры.
Текущий контроль. Она осуществляется в процессе выполнения работы. Обычно его субъектом является сотрудник, но это прерогатива его непосредственного начальника. Это позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций.
Для осуществления текущего контроля аппарату управления необходима обратная связь. Все системы обратной связи имеют цели, используют внешние ресурсы для внутренней реализации и контролируют отклонения для достижения этих целей.
3. Окончательный контроль. Цель этого контроля – помочь предотвратить ошибки в будущем. Итоговый контроль использует обратную связь после выполнения работы (в случае текущего контроля это делается в процессе работы).
Хотя окончательная проверка выполняется слишком поздно, чтобы реагировать на проблемы, когда они возникают, во-первых, она предоставляет руководству информацию для планирования в случае, если они предполагают выполнять подобную работу в будущем, а во-вторых, способствует мотивации [2,4].
Система контроля
Система внутреннего и внешнего контроля – это совокупность организационной структуры, методов и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средства для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности. Она включает надзор и проверку соблюдения требований законодательства; точность и полноту бухгалтерских документов; своевременное составление достоверной бухгалтерской отчетности; предупреждение ошибок и неточностей; исполнение приказов и распоряжений; обеспечение сохранности имущества организации, организованного внутри и силами экономического субъекта.
Важнейшими признаками (атрибутами) системы управления являются: структура (иерархия), целостность (согласованный состав элементов» взаимосвязанных между собой и наделяющих систему интегративными качествами), прямые и обратные» положительные и отрицательные связи (отношения), свойства (характер связей или механизм функционирования), целевая ориентация (функциональная направленность), устойчивость – неустойчивость, сложность» открытость, мобильность.
Основными элементами системы управления являются: объект (процесс) управления, источники возмущения, субъект управления (наблюдатель) формы убеждений (нормативные документы, регламентирующие технические требования к объектам управления и устанавливающие показатели качества этих объектов) управления, методы, управляющее воздействие, контролируемые параметры[8].
Целями объектных состояний может быть достижение всевозможных плановых, экономических, технико-технологических, рыночных, потребительских имущественных показателей.
Субъект контроля – это орган контроля, должностное лицо, группа специалистов», осуществляющий контрольное мероприятие.
Принципы контроля составляют его процессную основу. Они служат руководством для выполнения и оценки контролируемых параметров и критериев.
Система контроля может обладать следующими свойствами: жесткость, избыточность, эффективность, надежность, точность, адекватность, полнота, своевременность, риск. Например, надежность управления характеризует потерю работоспособности, которая происходит внезапно или постепенно. Риск контроля обусловлен техникой отчетности, внешним аудитом, надежностью автоматических платежей и некоторыми другими факторами [3,с.44].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Ахметшин Э. М. Поведенческие факторы при организации контроля в системе менеджмента //Малые и средние города России: прошлое, настоящее и будущее. – 2013. С. 186-189.
2. Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом / под общей ред. В.П. Иванова. – М.: Известия, 2009. С. 23.
3. Жигун Л. А. Менеджмент: современные основы организации контроля на предприятии - Ростов н/Д.: Феникс» 2007.
4. Ильченко С.В. Компетентностный подход в управлении человеческими ресурсами организации // Вестник экспериментального образования. — 2015. — № 2. С. 7–13.
5. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение // Управление персоналом. – 2017, №11-12. С. 38-45.
6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. – М.: Дело, 2011.
7. Муллахметов Х.Ш. Эффективная система контроля как фактор повышения качества управленческой деятельности. – Казань: Казан ун-т, 2011. - 108 с.
8. Савенков А. Я. Методы и средства контроля больших размеров; учеб. пособие – СПб., 2009.
9. Салимова Г. А., Еналеева O. Р. Самооценка деятельности организации; Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2006.
10. Сурат И. Л. К вопросу о методологии проектного управления инновационной деятельностью в системе высшего профессионального образования // Транспортное дело России, 2008, № 56. С. 71–72.