Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Характеризуя условия формирования средневековой культуры Европы, следует исходить из того, что европейский континент имеет большую плотность населения, но при этом небольшую площадь, что требовало напряжения и борьбы с соседями. Но природа Запада бедна, а на севере весьма сурова, что также требовало борьбы с природой и поиска способов приспособления к ней. Поэтому часть внимания и энергии народов Запада были направлены на разрешение социальных и политических проблем, а другая часть была занята развитием науки и техники. Если рассмотреть в общем, понятие культуры, то можно дать ей следующие характеристики: во- первых, это действия человека по формированию различных ценностей и духовных ориентиров, во-вторых, культура является результатом этих действий. Это указывает на актуальность темы работы.
1.Культурная картина мира в средневековой Европе
Синкретичная по своей природе картина мира человека эпохи Средневековья, совмещавшая принципы христианского вероучения и пережитки язычества, представляет собой комплекс разнообразных идей, отражающих специфическое для людей прошлого видение фундаментальных составляющих социального бытия: времени и пространства, греха и добродетели, ада и рая, Страшного суда и посмертной судьбы души. Время, соотносимое со сменой дня и ночи, сезонов, с календарем церковного богослужения, христианскими праздниками и особенностями трудовой деятельности, занимало заметное, но не ведущее место в «системе координат» средневекового человека. Принадлежащее Богу время, как ограниченная физическими рамками «протяженность» (от рождения до смерти, от Сотворения мира до его конца), воспринималось в Средние века двояко. С одной стороны, оно было «прямолинейным», определяя путь, ведущий человека к неизбежному завершению его жизни; а с другой, - «цикличным», замыкающим начало и конец биографии индивида. Несмотря на присутствие в латинских текстах различных «категорий» (эра, эпоха, век, год), время практически не подвергалось точному измерению и в глазах широкой массы населения оставалось абстрактным и неделимым (в Средние века представление о секундах не имело практического значения). Преходящий характер времени побуждал людей Средневековья, надеявшихся на обретение после смерти блаженной жизни, обращаться к вечности - бесконечному бытию, в котором души христиан соединятся с Создателем. Пространство, наряду со временем важный компонент получила мировосприятия человека эпохи Средневековья, активно осваивалось (пахотные земли, леса, пастбища) и измерялось (правда, недостаточно точно). Видение мира совмещало в себе реальное и фантастическое: не только отражало практическое знание человека об окружающих территориях, но и содержало легендарные и мифологические сюжеты о неведомых землях, населенных разного рода чудовищами. Такая двойственность получила продолжение в средневековой картографии и в произведениях, посвященных путешествиям, наложивопределенный отпечаток на восприятие «другого» (индивидов, социальных, конфессиональных или этнических групп и общностей) как оппозиции «свой»/«чужой».
Суровая повседневность (скудное питание: преимущественно зерновые, овощи, рыба, и сравнительно редкое употребление мяса; изнурительная работа - например, ремесленная (в городе) или сельскохозяйственная - в деревне; болезни и эпидемии, военные разорения и голод) сказывалась на мироощущении средневекового простолюдина, который, благодаря введенному в 1215 г. правилу ежегодного обязательно исповедования грехов, обратился к самопознанию через анализ собственных мыслей и переживаний. Довлеющее чувство вины, а также страх перед грядущим воздаянием оказали на людей далекого прошлого глубокое психологическое воздействие. Внимая проповедям священников, призывавших к покаянию и исправлению пороков, человек эпохи Средневековья жил в ожидании скорого суда. По истечении отмеренного Богом срока жизни люди должны будут дважды понести ответ за свои деяния: на смертном одре и на Страшном суде; так, в Средние века сложились и утвердились представления о «малой» и «большой» эсхатологиях. Однако желание обрести спасение диктовало необходимость найти в потустороннем мире место, в котором души грешников даже после смерти могли бы, претерпев ограниченные во времени муки, раскаяться и вымолить вечное блаженство. Так в XII в. возникло учение о Чистилище.
Феодальное общество, состоящее, по мнению современников, из «молящихся», «воюющих» и «трудящихся», и нередко воспринимаемое как единое «политическое тело», в действительности не было однородным. Аристократия (крупные магнаты и прелаты церкви), стоявшая на вершине социальной иерархии, управляла обеспечивающим, народом ее жизнь. Ввиду глубокой дифференциации средневековая, культура, ориентированная преимущественно на узкую прослойку общества (политическую, военную, духовную и интеллектуальную элиту), не представляла собой единого явления. Однако в ее недрах, наряду с ученой традицией, существовал уникальный свод идей, представлений и суждений «безмолвствующего большинства», запечатленный в редких письменных памятниках, предметах декоративно-прикладного и изобразительного искусств. Простота языка, отличающегося от изысканного, наполненного риторическими оборотами и смысловыми подтекстами «плетения словес» интеллектуалов, безыскусность и некоторая наивность таковы характерные особенности произведений, вышедших из народной среды .
2. Романский и готический стили в архитектуре
Мировая художественная культура знает немало различных стилей и направлений, и одним из наиболее крупных исторических стилей является романский. Представляя собой продолжение античного искусства и одновременно его противоположность, он обозначил основные этапы развития европейской культуры. Свое распространение романский стиль получил с конца X века, господствуя на территории Западной и Восточной Европы вплоть до конца XII в. Однако, сам термин «романский» был введен только в начале XIX века, в силу необходимости разграничения исторических периодов, и в переводе с латинского означает «римский», что свидетельствует о связи европейского искусства с древнеримским, а также - с византийским. Период появления романского стиля в Европе был охарактеризован резким стремлением к развитию благородного, ничем не ограниченного, высокоуровневого искусства. Теперь оно процветает не только в окрестностях дворцов и монастырей, оно приобретает социальный статус. Идет усиленное строительство дорог, мостов, госпиталей, храмов. Переходя из города в город, из аббатства в аббатство, принося с собой свой опыт и традиции, ремесленники создают фундамент для единого стиля со своими неповторимыми особенностями .
Прежде всего, это ведущая роль архитектуры, отличающаяся крепостным характером. Материалом для романских построек становится местный камень, так как доставка его издалека была довольно проблематична. Живопись и скульптура полностью подчиняются канонам архитектуры, а центральное место в сюжетах занимают темы могущества Бога. Своё развитие получают книжная миниатюра, ювелирная пластика и изделия прикладного искусства. В сравнении с предыдущими эпохами, в эпоху романтики расширился диапазон чувств, в который теперь входили милосердие и сострадание, духовное горение, каждый цвет приобрел свое эмоциональное звучание. Немаловажным становится нравственное начало, считалось, что красота должна быть морально оправданной. Романский период был представлен обилием местных школ: не только каждая страна, но и каждая область Европы представляет свой вариант романского искусства как камерного, так и монументального, изобилующего декором, порой аскетично строгого. Но несмотря на это, романский стиль существовал в своем полном единстве.
Главным видом средневекового искусства становится архитектура. В условиях постоянных феодальных междоусобиц она принимает укрепленный, крепостной характер. Строятся массивные замки, монастыри, церкви из камня. Главные принципы романской архитектуры реализовывались, прежде всего, в храмах, которые были основным видом общественных зданий эпохи и были призваны объединять людей в покорности Богу, как «символу Вселенной». Крепостной характер культовых зданий позволял мирному населению укрыться в них в неспокойное время. Массивные башни с шатровыми вершинами; толстые стены узкими окнами, без украшений; простые и строгие линии, устремленные вверх, внушали мысль о бессилии человека и помогали верующему сосредоточиться на богослужении. Интерьер романского храма был мрачным и строгим: гладкие плоскости стен, однообразные ряды столбов и арок, подпирающих свод. Внутреннее пространство храма и его внешний облик точно соответствовали друг другу. Романский храм рождал ощущение торжественно-сурового спокойствия и полностью оправдывал свое предназначение - утверждение неизменности человеческого и божественного миропорядка.
Расцвет другого вида искусства - романской скульптуры начался на рубеже XI-XII вв. и связан с пробуждением у людей пластического чувства и осознанием эстетической ценности камня и его декоративных возможностей. Рельефная скульптура не только украшала храмы, приглушая их суровость, она была также мощным средством воздействия церкви на сознание верующих. Основная тема романской скульптуры - прославление могущества Бога, его власти над смертными. Постепенно в скульптуру проникают и темы нерелигиозного содержания, где действующими лицами становятся простые люди: рабочие, крестьяне, появляются и эпизоды из древней и средневековой истории. Предметом особого интереса скульпторов становятся образы народной фантастики: полузвериные, получеловеческие образы, насмешливые фантастические лики с гримасами, тогда как образ человека не пользовался особой популярностью и уважением.
Период развития жанра живописи берет свое начало с последней четверти XI века. В основу художественных образов была положена идея непримиримой борьбы божественного блага и греховности человека. В романской живописи, как и в скульптуре фигуры или непропорционально вытянуты, или наоборот, сжаты. В отдельных случаях у фигур увеличены ладони или ступни ног. В этот период заметно развивается искусство витража, где художники изображают удивительные сюжеты из житий святых и их истории. Наряду с сюжетными изображениями в росписях имеются чисто декоративные элементы: бордюры и орнаментальные полосы, веретенообразные фигуры; применяются орнаменты с изображениями животных, складок лент, ромбов, образующих узор пчелиных сот. Особое место в романском искусстве живописи принадлежит Испании. Произведения испанской монументальной живописи отличаются грубоватой и суровой выразительностью, имеют четкий контурный рисунок; предпочтение отдается плотным, темным краскам, особенно коричневым тонам.
3. Клерикальная, рыцарская, бюргерская, крестьянская культура
Западноевропейская цивилизация занимает особое место, ибо ее экспансионизм по крайней мере дважды в мировой истории: в эпохи Древнего Рима и раннего классического капитализма - оказывал мощнейшее влияние на весь окружающий мир, далеко выходя за пределы самой исторической Европы. Причина в том, что западноевропейская культура этих эпох была культурой освоения, в ней доминировала направленность на практическое преобразование материального мира в интересах человека. А потому парадоксальной может казаться культура разделяющего эти эпохи Средневековья, когда в обществе господствовала католическая идеология, постулирующая отказ от мирских желаний и интересов и преимущество созерцательной монашеской жизни.
Правда, подмеченную тенденцию сведения всех значимых жизненных целей к чувственно-наглядным образцам можно объяснить и иным образом, нежели недостаточной христианизацией средневекового общества. Культура не была монолитом, распадалась, как минимум, на три субкультуры - клерикальную, рыцарскую, народную (выделяя в последней среду горожан и крестьян). Возможно ли, что именно народная культура несла в себе языческий и освоенческий потенциал, становилась контркультурой и для духовенства, и для рыцарства. На первый взгляд, гипотеза правдоподобна, во-первых, потому, что барьеры между социальными стратами были проницаемы, во-вторых, из-за численного превосходства этой самой народной субкультуры. Так, борьба за останки святых начиналась между разными приходами, а не между церковными иерархами, культ святых был навязан церкви «снизу», смена отношения к ведьмовству в раннем и позднем Средневековье свидетельствует о победе народного магического восприятия христианства над рациональной книжной мудростью. Достаточно непрактичные ценности рыцарской субкультуры (верность данному слову во что бы то ни стало, жажда славы, презрение к ручному труду, куртуазное отношение к даме), вероятно, были сформулированы и опоэтизированы достаточно поздно, в песнях труверов (с XI в.), кроме того, часто носили, в соответствии с требованиями тогдашнего искусства, подчеркнуто выпуклый, гротескный характер. На раннем же этапе, когда шло активное создание государств, «внутренней пружиной, толкавшей... к постоянной экспансии, была нужда королей в приобретении все новых богатств, чтобы платить своим приближенным». Также и рыцарям, становящимся феодалами, необходимы были наглядные знаки процветания и понятные цели, для которых они могут рекрутировать подданных, а именно сокровища и обереги, добытые в результате грабежа. Варварские королевства V-IX вв., безусловно, ориентировались на освоенческую парадигму, каковыми бы ни были личные мотивы и приоритеты более просвещенной правящей элиты .
Заключение
Выделим основные черты духовной, а затем и материальной культур средневековья в Европе. Во-первых, нельзя не упомянуть, что развитие культуры в то время происходило на основе догм и установок христианства. Оно нитью проходит через все сферы жизни общества. Следующая черта - это традиционализм, направленность на события и достижения в прошлом. Можно сделать вывод, что происходило ограничение свободы творчества ограничениями сформировавшегося мировоззрения, основанного на религии. Третьей чертой духовной культуры средневековья является ее каноничность. То есть происходил особый акцент на устоявшиеся нормы и принципы духовной жизни человека и общества, соблюдение которых контролируется церковью. Четвертая характеристика - это символизм.