Фрагмент для ознакомления
2
Логические задачи, упражнения, комментарии.
Выделить в таблице основные решения проблемы человека в эллинистической, и средневековой философии.
№ Философия Ее представители Сущностные характеристики Идеал личности
Эллинистическая
Римская
- эпикуреизм Эпикур, Метродор, Гермарх, Филодем Тит Лукреций Кар
- стоицизм
Зенон, Клеанф, Хрисипп Диоген Антипатра, Панэтий, Посидоний, Сенека, Эпиктет, Арриан, Марк Аврелий
- кинизм
Антисфен, Диоген Синопский, Бион Борисфенит, Гиппархия, Керкид, Кратет Фиванский, Моним
Эпикур, Метродор, Гермарх, Филодем Тит Лукреций Кар
Зенон, Клеанф, Хрисипп Диоген Антипатра, Панэтий, Посидоний, Сенека, Эпиктет, Арриан, Марк Аврелий
Антисфен, Диоген Синопский, Бион Борисфенит, Гиппархия, Керкид, Кратет Фиванский, Моним
В учении о душе материалистические взгляды. Душа — это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание бессмертия души. Основной предпосылкой всякого познания является существование объективной реальности и ее познаваемость с помощью чувств. Основным источником возникновения и существования религии он считал страх смерти и незнание естественных законов. Страх смерти и страх перед богами - главные препятствия достижения, человеком счастья
Стоики признают два основных принципа: материальный принцип (материал), который считается основой, и духовный принцип - логос (бог), который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи. Понятие бога в стоической философии можно охарактеризовать как пантеистическое. Логос, согласно их взглядам, пропитывает всю природу, проявляется везде в мире. Он является законом необходимости, провидением. Понятие бога сообщает всей их концепции бытия детерминистский, вплоть до фатализма, характер, который пронизывает и их этику. Подобно тому как разум властвует над человеком,. так и в мире властвует мировой разум - логос (бог). Он источник и определяющий фактор развития мира.
Существует лишь то, что можно воспринимать чувствами. Поэтому реально существует лишь единичное, лишь отдельные вещи. Кинизм отвергает и идеалистическую интерпретацию души как вечную, бессмертную и противоположную смертному телу. Он характеризует ее как материальную и в определенном смысле аналогичную телу, которое се содержит.
Они исходили из индивидуалистических, в сущности, сенсуалистских позиций. Человек является чувствующим существом, и его чувства суть основной критерий морали. Высшим благом признавали блаженство, наслаждение (гедоне). Оно состоит в удовлетворении естественных потребностей и в достижении определенного душевного равновесия - спокойствия души (атараксия), а тем самым и счастья (эвдемония). Эти моральные требования считались естественными, вытекающими из человеческой сущности. В них и проявляется взаимосвязь учения о бытии и этики.
Стоическая этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель. Добродетель, по их представлениям,-единственное благо. Добродетель означает жить в согласии с разумом. Стоики признают четыре основные добродетели: разумность, граничащую с силой воли, умеренность, справедливость и доблесть. Идеалом стоических устремлений выступает покой (атараксия) или, по крайней мере, безучастное терпение (анатея). Стоический мудрец (идеал человека) является воплощенным разумом. Он отличается терпимостью и сдержанностью, а его счастье "состоит в том, что он не желает никакого счастья".
Вершиной добродетели они считают автаркию, т. е. автономию нравственной личности. Киники отвергали потребительскую жизнь, презирали почести и, хотя они осуждали чувственные наслаждения, из этого нельзя сделать вывод, что их этическим идеалом был аскетизм. Наоборот, согласно их этическому учению, естественные потребности людей нужно удовлетворять, однако неправильно в процессе удовлетворения этих потребностей стремиться к наслаждению. Высшим нравственным идеалом киников, которого можно достичь путем подавления страстей и ограничения до минимума потребностей, является полная апатия - безразличие к миру, обществу, почестям и всем прочим ценностям
Христианская
-августианство
- томизм
Гервей Ноталис, Томас Саттен, Бернард Клермонтский, Иоанн Парижский
Фома Аквинский, Фома де Вио (Каэтанус),Ф. Суарес,
Гервей Ноталис, Томас Саттен, Бернард Клермонтский, Иоанн Парижский Бог является высшей сущностью (summa essentia), только его существование вытекает из собственного естества, все остальное с необходимостью не существует. Он единственный, существование которого независимо, все остальное существует лишь благодаря божественной воле. Бог является причиной существования всякого сущего, всех его перемен; он не только сотворил мир, но и постоянно его сохраняет, продолжает его творить (creatio continua). Бог является также наиважнейшим предметом познания, познание же преходящих, релятивных вещей бессмысленно для абсолютного познания. Бог выступает в то же время и причиной познания, он вносит свет в человеческий дух, в человеческую мысль, помогает находить людям правду.
Сосуществование двух порядков бытия - естественного и сверхъестественного (благодатного), познание которых открыто для высших способностей человека - разума и веры. Истина одна и она - от Бога, поэтому нет противоречий между ними. Разум способен путем аналогии постичь бытие Бога, но не Его сущность. В теории познания: умеренный реализм и критика номинализма. В метафизике: центральность естественной теологии; различие сущности и существования и первенство последнего над первой. Человек - личностное единство тела и души. Душа - субстанциальная форма тела, творится Богом каждый раз заново в утробе матери, не погибает со смертью человека и имеет надежду на телесное Воскресение и восстановление личности в жизни будущего века. Разум человека просвещает волю, действующую независимо и долженствующую овладеть страстями. Познание телесного мира возможно благодаря естественному свету разума
Целью и смыслом, человеческой жизни является счастье, которое должна определить философия. Счастья можно достигнуть в едином - в боге. Достижение человеческого счастья предполагает прежде всего познание бога и испытание души. Преобладание в сфере познания иррационально-волевых факторов над рационально-логическими выражает первенство веры над разумом. Не самостоятельность человеческого разума, а откровения религиозных догматов являются авторитетом. Вера в бога - исходное человеческого познания.
В этике поступки человека оцениваются с помощью четырех принципов: “вечного закона” - замысла (плана) Бога обо всей твари, “естественного закона” - той части “вечного закона”, которая открыта разуму человека, “человеческого закона” - части “естественного закона”, применимой к общественным делам и отношениям между людьми, и “божественного закона” как Божия откровения в Св. Писании и в Церкви. Такому порядку соответствует различение добродетелей на естественные и “богословские”. Общее благо - цель деятельности государства, а также социальных организаций, групп и частных инициатив. Духовное призвание и спасение не должны приноситься в жертву политическим интересам; отсюда независимость духовной власти и жизни в Церкви от светских политических структур, общественных идеалов и целей.
Аврелий Августин считал, что человеческая история есть борьба двух враждебных царств - царства земного и царства Божьего: «Два града созданы двумя родами любви, - писал он, - земной - любовью к себе и небесный - любовью к Богу, доведенной