Фрагмент для ознакомления
2
Русские писатели 19 века всегда отличались широтой охвата жизненных явлений, глубиной проникновения в процессы, совершавшиеся в русской действительности. Они сочетали в себе творческое дарование с высокими моральными требованиями к себе, с неутомимыми поисками жизненной правды. «Настоящий художник должен показывать жизнь так, как она до него ещё никем не была показана, должен открыть такие стороны действительности, какие ещё не были известны». При этом они достигали в своих произведениях художественных высот, трепетно и с любовью относясь к русскому языку, к слову.
19 век характерен тем, что многие русские писатели кроме больших произведений писали критические очерки, статьи по разным темам. Немалое количество, в том числе и литературных журналов, позволяло читателям знать, что происходит в общественной и литературной жизни. И жизнь эта была напряжённая, насыщенная событиями. То есть, историко-критический процесс происходил в основном в соответствующих разделах литературных журналов.
Не будем перечислять наиболее знакомые имена писателей-критиков. Менее известные, но не менее интересные: А.А.Григорьев, П.В.Анненков, Н.Н.Страхов, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, Н.К.Михайловский. Рассмотрим М.Е Салтыкова-Щедрина.
Михаил Евграфове Салтыков-Щедрин - выдающийся писатель-сатирик, мыслитель, блестящий публицист и литературный критик. Дар замечательного сатирика – явление редкое. Представить русскую классическую литературу без Салтыкова-Щедрина - значит лишить её неповторимых, своеобразных черт. Он был мудрый и проникновенный писатель, которому оказались доступными «тончайшие нити личных и общественных отношений». «Диагност наших общественных зол и недугов», «пророк» - так отзывались о нём современники. У него даже в самые трудные времена давления цензуры не утрачивалась вера в торжество правды и разума. Порой смех пропитывался горечью трагического мироощущения, становился бичующим, язвительным, саркастическим, но не угасала любовь к людям. Социал-демократ по убеждениям, писатель хотел видеть свой народ способным к великим историческим свершениям. Смыслом своей литературной деятельности он считал пробуждение общественного сознания: «Литература и пропаганда – одно и то же». В самой личности Салтыкова-Щедрина скрывалась большая нравственная сила, «необычайная мощь духа» (И.Бунин). С нетерпением ждали читатели каждого нового его произведения, каждой новой его сатиры, где затрагивались самые острые и злободневные вопросы, а меткие, остроумные высказывания вызывали большой общественный резонанс. Мастерство писателя проверено самым строгим критиком – временем.
В 1863 и в 1864 годах в «Современнике» были опубликованы 33 рецензии Салтыкова–Щедрина и, как это было принято в журналах эпохи, без подписи.
Среди напечатанных рецензий, написанных в1862-1864гг.:
«Немного лет назад» роман в четырёх частях. Соч. И Лажечникова
«Кремуций Корд» соч. И.Костомарова. СПб 1862 г.
«Приключения, почерпнутые из моря житейского». А.Вельтмана
«Стихи» Вс.Крестовского.1862 г.
«Гражданские мотивы». Сборник современных стихотворений, изданных под редакцией А.П.Пятковского. 1863 г.
«Литературная подпись» А.Скавронского. 1862 г.
«О старом и новом порядке» Н.Безобразова.1863 г.
«Анафема, или торжество православия» А.Быстротокова. 1863 г.
«Несколько серьёзных слов по случаю новейших событий в С.-Петербурге» М.Беницкого. 1862 г.
«Сказание о том, что есть и что была Россия» В.Львова. 1863 г.
«Моя судьба» М.Камской
«Чужая вина « Ф.Устралова
«В своём краю» К.Леонтьева.
В 1868 году писатель вошёл в редакцию «Отечественных записок», где были в течение 1868 -1871 годов напечатаны критические статьи, очерки и 43 рецензии автора. Тогда в журнале существовал отдел «Новые книги». Свыше 15 лет он возглавлял «Отечественные записки» сначала вместе с Некрасовым, а после его смерти сотрудничал с публицистами Елисеевым и Михайловским. Этот лучший журнал семидесятых и первой половины восьмидесятых годов был приемником «Современника».
Оба журнала в отличие от других изданий того времени отличались «полной внутренней гармонией».