Фрагмент для ознакомления
2
А.Л. Готсдинер рассматривает различные гипотезы происхождения музыки. Дело в том, что трудовая деятельность, потребность в коммуникациях, изготовление орудий и потребность в эмоциональном общении обусловили потребность в самой коммуникации, в том, чтобы люди стали объединяться, сочувствовать друг другу, сопереживать.
Причина формирования невербального языка общения, полагает А.Л. Готсдинер – это трудовая деятельность, необходимость общаться. Усложнение же таких отношений приводило к обогащению самих форм коммуникаций. Мысли и чувства стали закрепляться в речи, звуках, шумовых звукосочетаниях.
Музыкальное же искусство совершенствуется при помощи развития голосового аппарата.
Постепенно начинается отделение универсального звукового языка на
предметно-смыслообозначающий и интонационно-звуковой.
Применение акустических характеристик звука помогло подражание голосом на ударных инструментах звукам животных.
Речь постепенно отделялась от музыки. Последняя стала элементом религиозных, торжественных, праздничных и других обрядов. Музыка стала отдельным видом искусства.
Отличается музыкальное общение и от научного. В восприятии музыки эмоциональное переживание – условие постижения содержания музыки. В восприятии музыки личность проявляет свою максимальную активность: она вовлекает слушателя в соучастие и сопереживание, которое приближается к творческой активности исполнителя и композитора.
При помощи эмоциональной наполненности музыка влияет на человека. Важно подчеркнуть императивность танцевальной музыки. В образности, эмоциональности – сила музыки.
Чем более глубокие слои личности затрагивает музыка, тем длительнее ее влияние. Музыка способна изменить мотивации человека, способствовать улучшению его творческого потенциала.
Музыка удовлетворяет потребность человека не только в коллективной коммуникации, но и в самообщении, когда он один.
В обычной коммуникации основное – это быть понятым другими. В Музыкальном общении важно вызывать сопереживание.
Психоакустические и психофизиологические основы восприятия музыки
Обобщаясь, характер тональности становится звуковысотным, эмоциональным образцом для опознавания. В случаях транспонирования субъективное рассогласование с такими образцами и формирует ощущение трансформации характера музыкальной пьесы. Данная аргументация согласуется с теорией места, теорией периодичности, с особенностями памяти и восприятия.
Все свойства звука интегрированы в его высоте.
Дифференцируют 3 частотные зоны, где периодические трансформации высоты инициируют разное понимание:
1) Периодическое изменение стационарной высоты звука и его громкости – вибрато.
2) от 3 до 4,5 к/с - «плавание» звука.
3) односторонний характер смещения высоты – в сторону повышения или понижения отдельных ступеней лада.
Известно, что при одновременном прослушивании двух звуков с небольшой разницей в высоте появляются биения, вызывающие ощущение шероховатости и пульсации звуков.
Тембр звука определяется источником звука и видом его возбуждения.
2 Четырехкомпонентная теория высоты
Отражение отдельных свойств звука на сенсорном уровне является необходимым условием для последующей интерпретации музыкального звучания. С переходом к восприятии включаются апперцепционные процессы, операции сравнения и оценки, психомоторные компоненты, благодаря которым музыкальнее восприятие переходит на более высокий уровень.
Многочисленные восприятия наиболее распространенных ладо-гармоничесхих и ритмических сочетаний способствуют образованию эстетических эталонов. Они закрепляют в сознании характерные для каждого стиля ладо-гармонические и ладо-ритмические «фигуры логики», детерминирующие определенные формы музыкального переживания и мышления.
При этом все перцептивные действия осуществляются как эмоционально-моторные и интеллектуальные процессы, использующие тонкую дифференциацию внутриладовых и ритмических тяготений к устою, тонике. Вместе с тем, специфика музыки, развертывающаяся во времени такова, что на определенной ступени развития восприятия она все больше использует антиципационные операции предугадывания хода звучания. Интегрируясь с первичными образами памяти благодаря саккедическим процессам, они способствуют ощущению целостности мелодии, отрывка. В результате экстраполирующих процессов полное впечатление от мелодии может возникнуть еще до окончания ее реального звучания.
Личностная установка направляет перцептивную деятельность, которая использует музыкально-слуховую способность не только как информационно-дифференцировочную, но и как эвристическую.
Постепенно складывается функциональная иерархическая система, в которой могло выделить следующие уровни:
1. Сенсорный уровень - отражение к тонкий сенсорный анализ элементарных качеств звука при минимальной его длительности. Слуховая система осуществляет эти реакции за 6-300 мсек., что дало основание назвать этот уровень слуха микродифференциальным, а по характеру психической деятельности - досемантическим. К нему примыкает абсолютный слух как особый качественный вид звуковысотного слуха, Объединяясь с ладовым чувством, он может входить в следующие, более высокие уровни музыкально-слуховой системы.
2. Второй, перцептивный или опорно-семантический уровень - переживание отношений между звуками, дающие возможность различать, воспринимать и интонировать звуки мотива, интервала, аккорда как ступеней лада.
3. Третий, эмоционально-семантический уровень - переживание, интерпретация, предвосхищение и воспроизведение мелодии, гармонической последовательности, многоголосия. В него входит мелодический, гармонический и полифонический виды слуха.
4. Четвертый, интегрально-семантический (эвристический) уровень - осознание и переживание формы и содержания музыкального произведения как целостной структуры. Яркие музыкальные образы обусловливают возможность создания новых музыкальных сочетаний и сочинений. Он назван архитектоническим слухом.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания/Б. Г. Ананьев. – Л. , 1969. – 107 с.
2) Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. -М., Издательство «Институт психологии РАН», 1997.
3) Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.07 / АПН СССР. НИИ общ. и пед. психологии. - Москва, 1989. - 45 с.
4) Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз.фак.высш. пед.учеб.заведений / Д.Н.Кирнарская, Н.И.Киященко, К.В.Тарасова и др.; Под ред. Г.М.Цыпина. –М.: Издательский центр «Академия», 2003.
5) Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание :о месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира / С. Л. Рубинштейн. –Москва : Издательство Академии наук СССР, 1957. –327, [1] с