Фрагмент для ознакомления
1
Глава 1. Теоретико-методические аспекты исследования понятия прибыли__3
1.1 Сравнительный обзор отечественных и зарубежных теорий, описывающих прибыль и рентабельность производства_______________________________3
1.2 Общее определение методов и реализации прибыли__________________7
Глава 2. Анализ и оценка прибыли и рентабельности производства, на примере организации АО «Роспечать________________________________________14
2.1 Оценка рентабельности производства_____________________________14
2.2 Общая характеристика объекта исследования и анализ финансово-экономических показателей деятельности АО «Роспечать»______________19
Список источников литературы _____________________________________27
Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретико-методические аспекты исследования
понятия прибыли
1.1 Сравнительный обзор отечественных и зарубежных теорий, описывающих прибыль и рентабельность производства
Прибыль - один из важнейших показателей, используемых для оценки деятельности предприятия.
Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социально-экономического развития организации. По мере развития экономической теории понятие прибыль изменялось.
Исторически сложились две трактовки прибыли: прибыль как доход собственника специфического фактора - предпринимательского таланта - и прибыль как некая остаточная величина, остающаяся после вменения каждому фактору своего дохода. Назовем их объективными и субъективными теориями.
Объективные теории объясняют происхождение прибыли внешними причинами, которые связанны с нарушениями конкурентного равновесия. Субъективные теории предполагают наличие четвертого фактора производства, так называемого "предпринимательского таланта" и соответственно наличия дохода у владельца этого фактора - предпринимательской прибыли.
Разные авторы вносили свои изменения в трактовку определения прибыли.
Адам Смит и Давид Рикардо, являясь представителями классической политической экономии, определяют прибыль, как часть неоплаченного труда рабочего. Адам Смит предполагал, что из стоимости продукта вычитается некая часть, заработная плата, которая выплачивается рабочим за их труд, а остальное присваивается капиталистом. Давид Рикардо был последователем Смита и также считал прибыль избытком стоимости над заработной платой. Можно сделать вывод о том, что представители классической политической экономии видели источник прибыли в уменьшении доли заработной платы в стоимости продукции.
Иной взгляд на формирование прибыли имели представители теории производительности капитала Жан-Батист Сей и Джон Бейтс Кларк. Согласно теории Ж. Б. Сея о трех факторах производства, стоимость складывается из заработной платы, прибыли и ренты. Жан-Батист Сей разделил прибыль на предпринимательский доход и процент. Под предпринимательским доходом он понимает вознаграждение за талант предпринимателя, а под процентом - доход на капитал. Таким образом, данные ученые видят источники прибыли в работе управляющего и в эффективности вложенного капитала.
Другой подход к определению прибыли имели представители теории «воздержания»: в трактовке Н. У. Сениора и Дж. С. Милля процент на капитал – это вознаграждение за воздержание предпринимателя от расходования собственного капитала на текущее потребление – и предпринимательский доход, принимающий форму платы за управление предприятием и несение определенного делового риска.
Далее рассмотрим марксисткую теорию. Представителем данной теории является Карл Маркс. В своем труде, под названием «Капитал», он показал, что основу прибыли составляет прибавочная стоимость, которую капиталист присваивает в форме результата работы.
Й. А. Шумпетер в 1912 г. разработал теорию прибыли как результата осуществления нововведений. Он считал, что различные новаторства, улучшения, ускоряют процесс производства и это влияет на увеличение прибыли предпринимателя.
Помимо зарубежных авторов, свои трактовки понятия прибыли давали отечественные авторы. Доктор экономических наук Валигурский Дмитрий Иванович определяет прибыль как вознаграждение за использование такого фактора производства как предпринимательства. Данную трактовку можно сравнить с теорией производительности капитала Жана-Батиста Сея и Джона Бейтса Кларка. Трактовки во многом схожи, так как авторы определяют ее, как заработную плату за труд предпринимателя.
Рассмотрим определение прибыли Тютюкиной Е. Б.: прибыль – это излишек стоимости над издержками, который характеризует чистый эффект деятельности организации за конкретный период.
Косолапова М. В. и Свободин В. А. определяют прибыль как основную форму чистого дохода, источник расширенного воспроизводства .
Прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции – так трактует данный показатель Г. В. Савицкая.
Михаил Исаакович Кутер считает, что прибыль – основной источник удовлетворения интересов государства и владельцев экономических субъектов.
Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что подходы к определению прибыли различны. Разные экономические школы дают свое определение данного показателя, но можно выявить общее: прибыль является результирующим показателем деятельности организации. Трактовка российских и зарубежных авторов во многом схожа. На это влияет то, что современные российские ученые опираются на известные экономические теории.
Целью каждого предприятия является увеличение прибыли при минимальных затратах. В отличие от прибыли, которая показывает абсолютный эффект деятельности, существует относительный показатель эффективности работы предприятия.
Данный показатель дает сведения о том, сколько прибыли приходится на реализованную продукцию и услуги в отчетном периоде или сколько чистой прибыли получает предприятие с каждого рубля, затраченного на производство.
Отечественные авторы выделяют больше показателей, чем в зарубежной. Различают такие виды рентабельности, как:
- рентабельность производства - отношение общей(валовой) прибыли за год или иной период к сумме среднегодовой стоимости основных производственных фондов и среднегодового остатка нормируемых оборотных средств;
- рентабельность капитальных вложений - отношение годового прироста прибыли в результате реализации капитальных вложений к капитальным вложениям;
- рентабельность активов - отношение прибыли к средней величине активов предприятия за определенный период;
- рентабельность текущих активов - отношение прибыли к средней величине текущих активов предприятия;
- рентабельность собственного капитала - отношение чистой прибыли к собственному капиталу;
- рентабельность инвестированного капитала - отношение прибыли к среднему инвестированному капиталу;
- рентабельность продукции - отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции;
- рентабельность изделия - отношение прибыли на единицу изделия к себестоимости изделия;
- рентабельность основных фондов - отношение прибыли к стоимости основных фондов;
- рентабельность продаж - отношение прибыли к выручке.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что показатели прибыли и рентабельности в современных условиях не отличаются в различных странах и составляют единую систему показателей эффективности деятельности предприятия. И это разумно с той точки зрения, что на сегодняшний день зарубежные компании тесно взаимодействуют между собой, и чтобы оценить финансовую эффективность, нужно иметь одинаковое представление о сущности показателей.
1.2 Общее определение методов и реализации прибыли
Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорией капитала — особым фактором производства — и в усредненном виде характеризует цену функционирующего капитала. Прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса. Она является результатом только умелого и успешного
Фрагмент для ознакомления
3
1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ
3. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 N 292 (ред. от 30.04.2020) "О Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям"
4. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 27.11.2020) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1791)
5. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1790)
6. Алексеев, В. М., Алексеева М. С. Управление прибылью предприятия: основные задачи // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 198-200.
7. Асаул А.Н. Оценка организации (предприятия, бизнеса) : учебник / под ред. А.Н. Асаула. – М.: Проспект, 2016. – 383 с.
8. Бровкина, Н.Д. Анализ отчета о прибылях и убытках / Бровкина, Н.Д. // Экономический анализ., 2017. 78 с.
9. Головачев А.С. Экономика предприятия: учеб. - метод. комплекс/ А.С. Головачев и др.; под ред. В. И. Кудашева. - Мн.: Изд-во МИУ,2016.
10. Коршунов, В. В. Экономика организации (предприятия) : учебник и практикум для вузов / В. В. Коршунов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.
11. Крылов С. И. Финансовый анализ: учебное пособие / С. И. Крылов – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016. – 160 с.
12. Никитин, С.Е. Прибыль: теоретические и практические подходы / Никитин, С.Е., Глазова, Е.Г. // МЭМО. 2017. 80 с.
13. Савицкая, Г. В. Экономический анализ: учебник для студентов высших учебных заведений. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 647 с.
14. Сидоренко, М.А. Сущность понятия «прибыль» / М.А. Сидоренко // В книге: Финансы и страхование Сборник статей научно-практического семинара. 2017. 60 с.
15. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / Т. К. Руткаускас [и др.]; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Т. К. Руткаускас. – 2-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2018.
16. Экономика предприятия : учебник / коллектив авторов ; под ред. В.И. Гришина, Я.П. Силина. — Москва : КНОРУС, 2019.
17. Ямпольская, Д. О. Ценообразование : учебник для вузов / Д. О. Ямпольская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.