Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Задачей системы современного образования является сохранение культурного потенциала, культурного наследия нации. В таких условиях просвещение вместе с культурой формирует интеграцию науки и искусства.
Искусство в узком смысле – характерная форма практически-духовного освоения мира человеком. Искусство в широком смысле являет собой высший уровень умений, который реализуется в различных социальных сферах.
Искусство во многом схоже с культурой функциями. Но искусство обладает своими особенностями. Например, при помощи культуры человек реализует свои эстетические потребности в разных областях деятельности. Искусство же имеет своей целью удовлетворять художественные потребности, которые тесно связаны с проявлением духа человека. Искусство являет собой превращение гармонии из хаоса. Сейчас, естественно, искусство служит интересам материального мира. Но такое положение дел не было всегда. Поскольку искусство – это специфическая форма духовной культуры, продукт деятельности людей, то оно включает в себя противоречия духа и тела. Что, в принципе, есть в самом индивиде . Искусство обращается к высшим ценностям и создает потребности в эстетике у человека, развивает внутренний мир людей. Но искусство также имеет отношение и к материальному миру, который не всегда находится в гармонии с духовными ценностями .
Искусство выражается в литературе, музыке, танце, живописи, архитектуре, скульптуре, театре, цирке, кино, эстраде и др. Мы остановимся на музыке.
Целью данной работы является рассмотрение музыкально-просветительской деятельности в России.
1 Общая характеристика музыкально-просветительской деятельности в России: период от Древней Руси до революции 1917 г.
Музыкальное воспитание - одна из отраслей педагогики, основы которой были заложены в античную эпоху. Наряду с арифметикой, геометрией и астрономией, музыка входила в число основных предметов изучения в школах древнего Рима и Греции. Образованным считался человек, получивший музыкальное воспитание. Благозвучие открытого Пифагором гармонического аккорда потрясло ученых античного мира. На протяжении веков эти наблюдения дополнялись исследованиями в психологии, физиологии, педагогике, философии, музыкознании, медицине, семиотике, герменевтике. Среди них - учение о небесном гептахорде (Платон), катарсисе (Аристотеля), преобразующей роли музыкального магнетизма (А. Кирхера), эмпатии (Т. Липпса), контекстуализма (С. Пеппера), многочисленных других исследований воздействия музыки на человека .
Двадцатый век ознаменовался повышенным вниманием к проблемам музыкального воспитания. Возобновлялось развитие национальных систем музыкального воспитания, авторами которых явились авторитетные музыканты, композиторы, деятели искусства: Золтан Кодаи (Венгрия), Борис Тричков (Болгария), Карл Орф (Германия), Пьер ванн Хауве (Нидерланды), продолжившие традиции новаторской музыкальной педагогики, начатой в XIX в. Марией Монтессори (Италия), Ш. Сузуки (Япония) .
Воспитание музыкальной культуры связано с получением музыкального опыта. Это помогают любые формы приобщения к музыкальной культуре. Это и музыкально-просветительская деятельность. Ее истоки в России начинаются с Киевской Руси, которая находилась под византийским влиянием. Это церковное пение, прежде всего. Музыка была направлена была на абстрагирование; нужно было забыть все заботы, сосредоточиться на неземных образах. Эмоциональное восприятие византийской эстетики русским народом было колоссальным. Музыка теперь играла главную роль в песнопении. Если ранее слово в песнях стояло на первом месте, то сейчас музыка помогает осмыслению песни. Музыка вызывает ощущение парения, вечного движения. Звуки выражали эмоциональное состояние. Например, Херувимская песня льется как ручей. В ней много нюансов, она призывает к возвышенному, высшему, божественному, стройному, созвучному, правильному.
Целью церковных песнопений теперь было приведение души к гармонии, к Богу. Также в культуру Руси пришел из Византии и принцип канона. В Византии он формировался постепенно, Русь же приняла его готовым, как нечто незыблемое. Функция канона – охрана церковной культуры от низшего, простого. Этот канон явился базой певческой церковной культуры Руси. Если нарушался канон на Руси, это могло быть воспринято как ересь. Например, некоторые изменения обрядом как итог переводов в середине XVII века инициировали раскол русской церкви и движение старообрядцев.
Также русскими музыкантами был перенят попевочный принцип музыкальной композиции . В Византии принцип всех видов искусства связан с триадой от Бога через ангелов или святых.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Иловайский Д. История России / Д. Иловайский. - М.: Чарли, 2013
2) История советской политической цензуры. Документы и комментарии. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 199
3) Каган М.С. История культуры Петербурга - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2018
4) Князьков С. Из прошлого Русской земли. Время Петра Великого. - М.: Планета, 2016
5) Кондакова Е. П., Мандебура И. П. Музыкально-просветительская деятельность в России: историко-педагогический анализ// Инновации в образовании. 2014. № 9. С.161-169
6) Маркова Т.И. Древняя Русь (Быт и культура) [Текст] / Т.И. Маркова. — М., 1997
7) Образцова Л. Н., Методика Синити Судзуки : воспитание творчеством. — Москва. — Санкт-Петербург : АСТ : Сова, [2007]. — 72 с.
8) Орлов А.С. История России / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, и др. - М.: Проспект, 2012
9) Платонов С.Ф. История России / С.Ф. Платонов. - М.: АСТ, 2017
10) Степанов А. М., Роль искусства в формировании нравственно-эстетической составляющей экологической компетентности // Среднее профессиональное образование. — 2011. — N 12. — С. 53-55.
11) Хэ Чжеи, Музыкальное воспитание как неотъемлемая часть формирования культуры личности // Искусство и образование. — 2020. — № 3. — С. 118-126