Фрагмент для ознакомления
1
1. Правовые основы и порядок образования в составе
Российской Федерации новых субъектов РФ ……………………………………..3
2. Задача …………………………………………………………………………….10
3. Заполните таблицу, характеризующую юридические
свойства Конституции РФ 1993 г. ………………………………………………...12
4. Составьте словарь следующих юридических терминов
по теме: «Избирательное право и избирательная система России» ……………13
Список использованных источников ……………………………………………..16
Фрагмент для ознакомления
2
1. Правовые основы и порядок образования в составе Российской Федерации новых субъектов РФ
Конституционные основы образования в составе Российской Федерации нового субъекта. В части изменения состава субъектов Федерации Конституция Российской Федерации достаточно немногословна. Так, ч. 2 ст. 65 Конституции РФ устанавливает, что «принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом». Следовательно, конституционное закрепление получили два способа изменения состава субъектов РФ – прием в Российскую Федерацию нового субъекта и образование в составе Российской Федерации нового субъекта. Очевидно, что два указанных способа кардинально отличаются друг от друга. Первый рассчитан на прием в состав государства территориальных образований, ранее не входивших в состав Российской Федераций, а второй способ предусматривает образование в составе Российской Федерации нового субъекта из территориальных образований (территорий), уже находящихся в ее составе. Буквальное толкование Конституции РФ в отношении второго способа подводит к мысли, что образование нового субъекта РФ с точки зрения исторической ретроспективы и зарубежной практики возможно в разных формах.
Теория и практика изменения состава субъектов Федерации предполагают, что их образование возможно в форме разделения субъекта на несколько самостоятельных новых субъектов; выделение части территории субъекта с предоставлением ей статуса субъекта Федерации; объединение частей территорий двух и более граничащих между собой субъектов Федерации с предоставлением этой объединенной территории статуса субъекта Федерации.
Между тем наличие в указанном положении Конституции Российской Федерации отсылки к федеральному конституционному закону и отсутствие явно выраженных указаний по поводу возможных процедур образования новых субъектов в составе Российской Федерации свидетельствуют о том, что Конституция Российской Федерации относит решение этого вопроса к исключительной компетенции федерального законодателя. Следовательно, необходимо согласиться с тем, что «именно законодатель вправе определять и изменять перечень этих способов, исходя из ситуации, сложившейся в стране, и из принятых принципов государственного строительства».
Законодательное регулирование образования в составе Российской Федерации нового субъекта. После многочисленных проволочек, спустя восемь лет после принятия Конституции, вступил в силу Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» , регулирующий оба конституционно закрепленных способа изменения состава субъектов РФ. В 2005 г. Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», подвергся редакции, существенно изменившей его концепцию.
Системный анализ п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» приводит к выводу о том, что образование нового субъекта РФ возможно только в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Это единственная форма образования нового субъекта РФ, которая направлена только на укрупнение субъектов Федерации, что существенно ограничивает возможности создания новых субъектов РФ, хотя полностью соответствует политике централизации и укрепления государственного единства, проводимой в современной России. Часть 2 ст. 5 Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» гласит о том, что образование нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению. Толкование этого положения приводит нас к заключению о том, что возможны два варианта объединения, которые влекут за собой 1) либо прекращение существования объединяющихся субъектов и образование нового субъекта РФ, 2) либо образование нового субъекта РФ не исключает существования одного из объединяющихся субъектов РФ.
Одновременное существование объединяющихся субъектов РФ при уже образованном новом субъекте РФ представляется невозможным, так как это означало бы, что в результате объединения на территории нового субъекта РФ существуют несколько других субъектов Федерации, и эта ситуация не означает «сложносоставности», так как «вхождение» одного субъекта РФ в состав другого не является объединением. Объединение субъектов РФ предполагает потерю статуса субъекта Федерации объединяющимися субъектами, а «вхождение», в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.07.1997 № 12-П , предполагает лишь специфику сохраняющегося статуса субъекта РФ. Очевидна нелогичность диспозитивности указанной формулировки. Следовательно, на территории объединившихся субъектов РФ только один из них может сохранить свой статус, остальные субъекты свой статус утрачивают.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. – № 144. – 4 июля.
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (часть I). – Ст. 4916.
3. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
4. Указ Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 (ред. от 06.10.2020) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4571.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.1997 № 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. – 1997. – № 5.
6. Кайбышева Д.Э. Порядок принятия в РФ и образование в ее составе нового субъекта РФ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 6-3(45). – С. 95-98.
7. Каменский С.Н. Конституционно-правовой порядок образования в составе РФ нового субъекта РФ // Устойчивое развитие науки и образования. – 2019. – № 2. – С. 78-85.
8. Новиков А.В., Лебедева Ю.Н. Некоторые правовые аспекты образования в составе Российской Федерации новых субъектов // Российская наука в современном мире. Сборник статей VIII международной научно-практической конференции. – М.: Актуальность. РФ, 2017. – С. 211-214.
9. Хараху А.А. Правовое регулирование образование нового субъекта в составе РФ // Новые вопросы в современной науке. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Самара, 2017. – С. 79-81.
10. Шапарева А.Г. Особенности процедуры референдума субъекта РФ по вопросу об образовании нового субъекта // Юридический факт. – 2020. – № 104. – С. 20-22.