Фрагмент для ознакомления
2
Педагогическая ситуация № 1
1. В психологии термин агрессия относится к ряду действий, которые могут привести как к физическому, так и к психологическому ущербу для вас самих, других или объектов в окружающей среде. Этот тип поведения основан на причинении физического или морального вреда другому человеку.
В настоящее время повышенная агрессивность – одна из частых проблем детского коллектива. Те или иные ее формы характерны для большинства дошкольников. В норме проявления агрессивности не считаются нарушением: она выполняет функцию защиты и адаптации в опасной для человека ситуации.
Агрессия может принимать различные формы, в том числе:
-Физический
-Словесный
-Ментальный
-Эмоциональный
Психологи различают два разных типа агрессии:
Импульсивная агрессия: также известная как аффективная агрессия, импульсивная агрессия характеризуется сильными эмоциями, обычно гневом. Исследования показывают, что импульсивная агрессия, особенно когда она вызвана гневом, запускает систему острой реакции на угрозу в мозге, включающую миндалину, гипоталамус и периакведуктальный серый (PAG).
Инструментальная агрессия: характеризуется поведением, направленным на достижение более широкой цели. Инструментальная агрессия часто тщательно спланирована и обычно существует как средство для достижения цели.
Агрессивное поведение- это действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим.
Выделяют множество факторов, влияющих на появление агрессии:
1.Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);
2.Повсеместная демонстрация сцен насилия;
3.Нестабильная социально – экономическая обстановка;
4.Индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.)
5.Социально – культурный статус семьи и т.д.
«Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия» . Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), принимают физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут постоянной чертой характера ребенка.
2. Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идеи и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу.
Подлинный авторитет нельзя декретировать свыше. Его можно только заслужить честным и упорным трудом. Не желая работать над собой, отдельные родители идут к завоеванию авторитета ложным путем, что приводит к завоеванию ложного авторитета.
Под ложным авторитетом понимается такое отношение воспитанников к воспитателю, которое побуждает их быть потребителями готового опыта, пассивными или активными. Ложный авторитет основан на стремлении воспитателя добиваться послушания от воспитанника.
Рассуждая о роли авторитета, Макаренко пишет, что непослушание ребенка является несомненным признаком отсутствия родительского авторитета и родителям необходимо серьезно задуматься над этим. Наряду с этим педагог предостерегает родителей от формирования ложного авторитета, который возникает там, где послушание детей становится самоцелью родителей. Послушание не может организовываться в семье ради самого послушания. Оно нужно для организации тех сторон жизни семьи, в которых дети не принимают активного участия. Увлечение воспитанием послушания Макаренко трактует как желание жить спокойно, не отягощая себя детскими заботами и тревогами.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста / Е. Е. Алексеева. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
2. Асмолов А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М.: Юрайт, 2019. — 150 с.
3. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
4. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Юрайт, 2013. — 510 c.