Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Понятие структуры общества, его неоднородности является одной из тем, которые изучает социология. Структура общества, его неоднородность обусловлены наличием взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, групп, социальных слоев.
Существуют разные концепции, объясняющие неоднородность общества, его структуру.
Одной из концепций, объясняющих устройство структуры общества является теория социальной стратификации, основой которой является разделение людей на группы (объединение одних людей в группы и противопоставление их другим группам). В основе такого разделения лежат статусные признаки – власть, владение имуществом, уровень образования, профессия.
Понятие социальной стратификации было сформулировано почти сто лет назад русским социологом Питиримом Александровичем Сорокиным. Разные социологи-исследователи по-разному объясняли причины социального неравенства в своих теориях. На эту тему существуют теории Макса Вебера, Питирима Сорокина, Ральфа Дарендорфа, Толкотта Парсонса. В различных социологических школах явления социального расслоения рассматривались и объяснялись по-разному.
Одним из механизмов функционирования социальной структуры общества является социальная мобильность (социальные перемещения). Степень такой мобильности, возможность перемещения человека из одной страты (слоя) в другую и является определяющим для открытого общества.
Понятие открытого общества впервые ввел французский философ Анри Бергсон в 1932 году. Открытое общество понимается как полностью демократичное. Его члены критически настроены по отношению к табу, принимают решения, опираясь на собственный интеллект и критическое мышление, а также исходя из договорённостей, достигнутых в процессе обсуждения. В открытом обществе перемещение его членов между стратами не ограничено законами.
Сегодня социологи определяют класс, опираясь скорее на критерии рыночных и трудовых ситуаций. Между рыночным и трудовым факторами существует взаимосвязь в том смысле, что рыночное вознаграждение и трудовые условия прогрессирующим образом улучшаются по мере восхождения по классовой иерархической лестнице. В разных странах и культурах – например, в Великобритании, США, подходы к пониманию стратификации и критерии деления общества также различны.
Современное российское общество не является исключением, для него также характерно явление социальной стратификации и социальной мобильности. Современные исследователи изучают социальные процессы, проходящие в нашей стране. Особого внимания заслуживают изменения российского общества в связи с произошедшими политическими преобразованиями в 90-х годах прошлого века. Внимание исследователей приковано также к тем критериям, которые, по мнению людей, определяют принадлежность индивида к тому или иному классу. А также активно исследуется уровень жизни людей, их благосостояние, уровень и качество жизни. Высказывается также мнение, что понимание стратификации полезно изучать со школьной скамьи, так как только знание особенностей устройства структуры общества позволяет эффективно управлять таким обществом.
Поэтому социальная стратификация – явление актуальное и требующее активного и постоянного изучения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айсханова Е.А. Общие правила социальной мобильности в интерпретации П.А. Сорокина. В сборнике: Высокие технологии и инновации в науке. Сборник избранных статей Международной научной конференции. 2019. С. 131-133.
2. Аникеева О.А. Социальная стратификация современного Российского общества и задачи социальной политики»// Журнал Сервис в России и за рубежом. 2012. № 1 (28). С. 3-12.
3. Венедиктова А.А. Социальная стратификация и ее взаимосвязь с социальной работой// В сборнике: Current issues of social researches and social work. Materials of the III international scientific conferenc. 2017. С. 23-26
4. Зайнашева З. Г., Шитов А. О. «Социальная стратификация в контексте социальной функции государства»// Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 2 (28). С. 89-95.
5. Иконникова Н.К. Современные концепции социальной структуры и социальной стратификации (реферативный обзор) Журнал Личность. Культура. Общество. 2000. Т. 2. № 3 (4). С. 276-284.
6. Кравченко А. И. Социология: учебник для бакалавров / А. И. Кравченко. – М.: Проспект, 2014. – 536 с.
7. Кулакова Е.Л., Левчик Т.А. Изучение социальной структуры и социальной стратификации в школе// Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2010. № 7. С. 162-168.
8. Тюменцева, Г. И. Социология (краткий курс лекций) : учебное пособие / Г. И. Тюменцева. – Омск : Омская юридическая академия, 2016. – 312 с.
9. Чувакова С.Г. Оценка социальной стратификации российского общества в условиях социально-экономических преобразований (на примере Пензенской области)//Журнал Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 35. С. 37-41.
10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Открытое_общество (Электронный ресурс. Дата обращения – 20.06.2021).