Фрагмент для ознакомления
2
Четкая и гармоничная речь является признаком образованности человека, и его весомым преимуществом, которое можно применять в различных жизненных ситуациях. Данное умение предполагает несколько составляющих: выразительность речи, поставленная дикция, грамотная структуризация речи и обширный словарный запас . Звуковой аспект устной речи играет не менее значимую роль, чем ее содержательный аспект.
Звучание голоса непосредственно влияет на восприятие людей. В профессиональной актерской среде чрезвычайно важны и существенны детали актёрского существования, в том числе – речь и составляющие ее компоненты . Способность голоса передавать самые тонкие оттенки настроения, чувств и мыслей человека широко применяется в деятельности многих представителей голосоречевой профессии . Так, в актерском искусстве сценическая речь является одним их основных профессиональных средств выразительности актера.
Важнейшими особенностями сценической речи являются: интонационная выразительность, гибкость, звучность, объем, высота голоса, ясность произношения. Улучшая каждый из вышеперечисленных компонентов, человек может воздействовать на окружающих с помощью слов и передавать им чувства, переживания и эмоции. Профессионалы понимают, что «организм актера, его фактура, высота голоса, тембр, его биологический ритм» поставлены, как об этом обозначено в рассуждениях Марка Захарова о профессии, на одну номинативную планку . Актеры и режиссеры являются носителями языковой культуры, в этой связи особенно важно заботиться о сохранении речевых традиций, и частоте родного языка . Ключевой критерий хорошей речи – ясная, четкая дикция. Под хорошей дикцией Рубен Иванович Аванесов подразумевает «четкое и ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом» .
Важным фактором в успешном звучании речи являются регулярные тренировки дикции. Составляющими компонентами тренировок техники речи выступают чтение текстов, тренировка дыхания (дыхательная гимнастика), расстановка интонации, а также, проговаривание скороговорок.
Скороговорки и чистоговорки способствуют улучшению дикции. Короткие фразы или цельные предложения, построенные на сложных сочетаниях гласных и согласных звуков, в этой связи их регулярное произношение помогает отрабатывать четкость дикции. Скороговорки применяют профессиональные дикторы, актеры и ораторы.
Вышесказанное определяет актуальность настоящей контрольной работы.
Цель работы: рассмотрение сущности дикции как аспекта речи, скороговорок и их тренировки.
Основные задачи работы:
- описать речевой аппарат: физиология строения, виды и функции;
- рассмотреть особенности и дать общую характеристику понятию «дикция»: компоненты и содержание;
- рассмотреть скороговорки и способы их тренировки.
1. Речевой аппарат: строение и функции
Красивый, звучный голос, точная, ясная и правильная речь, разнообразная и глубокая интонация – необходимые инструменты выразительного живого слова . Для того, чтобы хорошо владеть речевым аппаратом, необходимо иметь представление о его строении и функционировании . Рассмотрим анатомию речевого аппарата.
Системы, обеспечивающие речь человека, могут быть разделены на две группы: - центральная (центр Вернике, центр Брока (рис.1)) и периферическая (голосовой аппарат и органы слуха (рис.2)) .
Лобные и височные извилины-части мозга отвечающие за речь-речевые центры головного мозга (рис.1)
Согласно современным представлениям, под артикуляционным (речевым) аппаратом понимают анатомно-физиологическую систему органов, принимающих участие в процессе речевого дыхания, голоса и звукообразования, а также обеспечивающие возникновение речи (центральная нервная система, органы слуха, зрения, органы речи). В узком смысле речевым аппаратом (артикуляционным) называют органы, которые принимают непосредственное участие в процессе речевого дыхания и голосообразования: гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое небо (ротоглотку), зубы верхней и нижней челюсти (прикус), губы, носоглотку и резонаторные полости участвующие в порождении звуков речи и голоса. Все вместе это называется речевым или артикуляционным аппаратом, а его работа - артикуляцией. Хорошая дикция зависит от активной, четкой работы артикуляционного аппарата, от его верного строения и функционирования.
Как и другие проявления высшей нервной деятельности, речевая деятельность развивается в основе рефлексов . Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков головного мозга. Вместе с тем, некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Выделяется лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей -правого ).
Фрагмент для ознакомления
3
Учебная и научная литература
1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. изд. 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство «Просвещение», 1984.
2. Аннушкин В. И. Техника речи. Учебное пособие. – Москва Издательство Флинта, 2021. – 64 с.
3. Ахмадулина Б.А. Собрание больших поэтов. – Москва Издательство Эксмо, 2020. – 384 с.
4. Безбородова Л. А. Современное состояние проблемы развития дикции в психолого-педагогических исследованиях. Школа будущего. – 2015. – № 2. – С. 136–148.
5. Бабаева С.О. Психологические аспекты речи как словотворчества у иностранных студентов. Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 35-38.
6. Выготский Л. С. Мышление и речь. – Москва. Издательство Юрайт, 2021. – 432 с. – (Антология мысли).
7. Гусева Н. В. Постановка голоса и выразительности чтения: учебно-методическое пособие. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2016. – 194 с.
8. Захаров М. А. Контакты на разных уровнях. – 2-е издание. – Москва. Издательство Центрполиграф, 2000 – 410 с.
9. Купцова А.М. Физиология речи: учебно-методическое пособие. - Казань, Изд-во «Вестфалика», 2019.– 43 с.
10. Кабанов. Н.А. Анатомия человека: учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 464 с. – (Высшее образование)
11. Никольская С.Т. Техника речи (Методические рекомендации и упражнения для лекторов.) – Москва: Издательство «Знание», 1978. – 78 с.
12. Ожегов С. И. Словарь русского языка 24-е издание Сергей Ожегов. – Москва: Издательство Азбуковик, 2003. – 940 с.
13. Станиславский К.С. Работа актера над собой в 2 ч. Часть 1/ К.С. Станиславский. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 171 с.– (Высшее образование).
14. Станиславский К.С. Режиссура и актерское мастерство. Избранные работы. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 355 с. – (Антология мысли).
15. Савостьянов А. И. Техника речи в профессиональной подготовке актера: практическое пособие для среднего профессионального образования. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 137 с.– (Профессиональное образование).
16. Чарели Э.М. Как развить дыхание, дикцию, голос. – 2-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2018. – 300 с.:ил.
17. Царегородцева Е. Г. Техника сценической речи: речевые проблемы и их решение: учеб.-метод. пособие. – Москва; Екатеринбург: Издательство Кабинетный ученый, 2016. – 102 с.
II. Электронные ресурсы:
1. CYBERLENINKA: научная электронная библиотечная система. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Издательство Общества любителей Российской словесности, 1863– 686с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_02000000554?page=1&rotate=0&theme=white
3. Евгеньева А. П. Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1981–1984. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.slovari.ru/default.aspx?p=240
4. Ткаченко П. В., Белоусова Н.И., Петрова Е.В. К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ НАВЫКОВ КАК ОСНОВЫ ПЕРЕДАЧИ ВОСПРИЯТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ. Статья. 2021. Baltic Humanitarian Journal. 2021. Т. 10. № 1(34). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-razvitii-artikulyatsionnyh-navykov-kak-osnovy-peredachi-vospriyatiya-verbalnoy-informatsii/viewer