Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1
Подходы к определению конфликта. Два основных подхода к определению конфликта. Первый ориентирован на актуальные действия, где у противоборствующих сторон часто взаимоисключающие или несов-местимые ценности, что исключает соревнование, конкуренцию по облада-нию этими ценностями, поскольку ценности разные. Второй ориентирован на мотивы и действия, где ценности могут и совпадать, но различаются психологические состояния конфликтующих сторон (идей, ценностей, установок, мотивов).
Признаки: биполярность, наличие субъектов, активность сторон.
Биполярность - наличие и противостояние двух начал. Это противо-стояние и одновременно взаимосвязанность, содержит в себе внутренний потенциал противоречия. Наличие субъектов конфликта - это активная сторона, вступающая в конфликт с кем-то - с другой группой, с другим че-ловеком, с самим собой. Активность – это столкновение, противодействие и направленность на преодоление противоречия.
Границы конфликта – это внешние структурно-динамические пре-делы конфликта: по числу участников (субъективные границы); по терри-тории, на которой происходит конфликт (пространственные границы); по продолжительности конфликта (временные границы).
Важность определения ситуации как конфликтной ее участника-ми. Выделяют три фазы, определяющих развитие отношений в конфликт-ной ситуации:
1. Определение, осознание участниками ситуации как конфликтной. Конфликтная ситуация выступает как реальное проявление этих объектив-ных факторов в конкретных условиях взаимодействия.
2. Выбор «стратегии», структурирующей ход взаимодействия в кон-фликтной ситуации.
3. Выбор действия в рамках общей «стратегии» взаимодействия. На этой стадии выясняется, какая из сторон достигнет цели.
Теорема Томаса: если ситуация определяется как реальная, она ста-новится реальной по своим последствиям. Следствием определения ситуа-ции становится поведение, которое человек строит в соответствии со своим определением. На основе категоризации и интерпретации социальной си-туации индивид создает собственные когнитивные соответствия ситуаций. Эти ситуационные модели являются личностно окрашенными, т.е. образа-ми человека о ситуации, а не самой ситуации.
Теоретические подходы к объяснению конфликта: интрапсихиче-ский, ситуационный, когнитивистский [6].
Интрапсихический подход: личность является динамической конфи-гурацией процессов, находящихся в нескончаемом конфликте.
З. Фрейд Поведение человека детерминировано скорее его собственными внутрен-ними особенностями, нежели внешней ситуацией.
К. Хорни Человек невротического склада действует сразу в двух несовместимых направлениях.
А. Адлер Проблемность во взаимодействии индивида с обществом связана сневроти-ческим стилем жизни, который является следствием трудного детства и ха-рактеризуется эгоцентризмом, отсутствием сотрудничества.
Г. Салли-вен Под влиянием раннего опыта отношений у человека возникают динамизмы и персонификации, которые играют роль регуляторов межличностного вза-имодействия, сводя к минимуму значение последующих интерперсональ-ных ситуаций.
Э. Эрик-сон Каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вы-зов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жиз-ненных препятствий.
Ситуационный подход. В нем стратегии поведения людей в конфлик-тах рассматриваются как результат научения тем или иным моделям взаи-модействия.
М. Дойч Теория о кооперации и конкуренции, ключевым моментом которой является «закон социальных отношений». Кооперация вызывает и вызывается вос-принимаемым подобием в представлениях и аттитюдах, готовностью ока-зывать помощь, открытостью в коммуникации, доверительными и друже-ственными аттитюдами. Конкуренция вызывает и вызывается использова-нием тактики принуждения, угрозы или хитрости.
М. Шериф Предложил ситуационный подход в изучении межгрупповых конфликтов. Конфликт между людьми возникает в ситуациях, когда преследуемые ими цели блокируются. Адекватное понимание этиологии конфликта требует оценивания контекста ситуации, в которой он возникает.
Когнитивистский подход. В нем акцент делается на субъективном пе-реживании человека как ключевом факторе объяснения конфликтов.
К. Левин В теории поля конфликт психологически характеризуется как ситуация, в которой на индивида действуют противоположно направленные од-новременно воздействующие силы примерно равной величины.
Ф. Хайдер Теория структурного баланса - анализ согласованности между системой установок индивида и его знаниями об установках и поведении окружаю-щих. Сущность социально-психологического конфликта - в рассогласова-нии между системой представлений ин¬дивида и его знаниями о представле-ниях и поведении других, между системами представлений разных людей.
Т. Ньюком Акцент на процессе коммуникации между участниками взаимодействия, которые хотят, чтобы те, с кем они имеют дело, разделяли их точку зрения, особенно если речь идет о важных вещах, а их партнеры кажутся им при-влекательными.
Современные тенденции в подходе к конфликтам. Конфликт - это нормально, это то, что сопутствует как нашей внутренней жизни, взаимо-действию с людьми. Причиной личностных проблем является нарушение правильного распределения напряжений во внутренней структуре лично-сти. Полное устранение конфликтов приведет к застою. Основная задача - превращение деструктивных конфликтов в конструктивные. Люди должны перестать рассматривать конфликты как аномалию, нечто «неправильное», поскольку, полагая так, они будут требовать послушания от детей, пови-новения от окружающих и подавлять конфликты в самих себе.
Позитивные функции конфликта. Конфликт — источник развития: будучи формой противоречия, конфликт является источником развития. Конфликт — сигнал к изменению, он сигнализирует об объективных про-тиворечиях жизненных отношений и дает шанс разрешить их до реального столкновения этих отношений. Конфликт — возможность сближения: мо-мент прорыва, когда людям нечего терять, может стать для них последней возможностью взаимопонимания. Конфликт — это возможность разрядки напряжения, «оздоровления» отношений [8].
История становления и развития конфликтологии [1]
Времен-ной кон-текст Персоналии (годы жизни) Основные идеи
Древние времена и Антич-ная фи-лософия Лаоцзы (579 – 499 гг. до н. э.) Причина всех конфликтов - сложные взаимоотношения инь и ян — отрицательной и положительной сторон любого явления. Человеку необходимо соблюдение спокойствия.
Анаксимандр (ок. 610 – 547 гг. до н. э.) Возникновение вещей происходит благодаря постоян-ному движению «апейрона» - единого материального начала всех вещей, обусловливающего появление про-тивоположностей.
Гераклит (ок. 530 – 470 гг. до н. э.) Источник конфликта в противоречивой природе мира. Конфликт - закономерный процесс, возникающий из необходимой борьбы противоположностей. Обнаружил позитивную роль конфликта в процессе общественного развития.
Платон (ок. 428 – 348 гг. до н. э.) Конфликты, то есть война есть величайшее зло. Но в теории идеального государства присутствуют воины, всегда готовые к военным походам.
Эпикур (341 – 270 гг. до н. э.) Негативные последствия конфликтов и войн в конце концов спровоцируют у людей желание жить в мире друг с другом.
Геродот (ок. 490 – 425 гг. до н. э.) Конфликты, то есть война есть величайшее зло.
Цицерон (106 – 43 гг. до н. э.) Ввел понятие справедливой войны, целями которой мо-гут быть изгнание врага или справедливая месть.
Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.) Учение о необходимости. В мире царствует необходи-мость и ни одно явление в мире не случайно. Случай-ность - это отсутствие причины, и такого в мире не бы-вает.
Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) Причины конфликтов - имущественное неравенство, борьба за власть, неравенство в получении почестей, чрезмерное возвышение одних людей в ущерб осталь-ным. Обращает внимание на психологические источни-ки конфликтов: наглость, страх, превосходство, презре-ние, несходство характеров и пр.
Средние века Фома Аквинский (1225 – 1274) Ввел идею священной, справедливой войн: для ведения такой войны необходима санкция государственной вла-сти.
Николло Макиа-велли (1469 – 1527) Конфликт - универсальное, постоянное и непрерывное состояние общества. Источник и причина конфликтов — противоречивая сущность самого человека, который постоянно стремится к материальному обогащению. Конфликт имеет не только разрушительную силу, но он также может быть и созидательным. Необходимо пра-вильное воздействие на конфликт, что должно выпол-нять государство.
Эразм Ротердам-ский (1469 – 1536) У конфликта собственная логика развития, когда по ме-ре разрастания в процесс противоборства вовлекаются все новые люди, страны и государства. В качестве ос-новной причины войны выступают корыстные цели и желания правителей и властных структур.
Гуго Гроций (1583 – 1645) Допускал возможности ведения войны между двумя государствами, каждое из которых отстаивает собствен-ную правоту. Заложил основы нейтралитета.
Френсис Бэкон (1561 – 1626) Выделил материальные, политические и психологиче-ские условия возникновения социальных потрясений, приводящих к конфликтам. Разработал систему средств предупреждения конфликтов: устранение всех матери-альных причин возникновения конфликтов, высокораз-витое умение политического маневрирования, недопу-щение появления у недовольных лидеров.
Аврелий Августин (354 – 430) Главное условие стабильности в мире и обществе – со-хранение изначальной иерархии, которой является мир небесный, созданный богом. В обществе существует строгая иерархия, в которой высшее место занимает церковь, а подчиненное – светская власть. Это два кон-фликтных, антагонистических начала, которые нахо-дятся в постоянной борьбе.
Николай Коперник (1473 – 1574) Пришёл к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть неподвижным центром Вселенной. Разработал теорию движения планет вокруг Солнца на основании пифаго-рейского принципа равномерных круговых движений.
Новое время и эпоха Просве-щения Томас Гоббс (1588 – 1679) Разработал концепцию «войны всех против всех», ко-торую называл естественным для человека состоянием. Причин социальных конфликтов - стремление людей к равенству, завладению благами, что приводит к сопер-ничеству, порождает честолюбие и недоверие.
Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) В качестве причин социальных конфликтов называл пороки самой социальной организации, заблуждения и предрассудки людей, частную собственность.
Адам Смит (1723 – 1790) Конфликт - многоуровневое социальное явление, в ос-нове которого лежит разделение общества по классово-му признаку и экономическое соперничество. Противо-борство между классами является движущей силой раз-вития общества, а сопровождающий это развитие соци-альный конфликт – благо для человечества.
Томас Мальтус (1766 – 1834) Рассматривал причины конфликтов с точки зрения био-логической обусловленности природы. Сформулировал естественный закон, обеспечивающий рост численно-сти населения, который приведет к безработице, бед-ственному положению трудовых классов.
Чарльз Дарвин (1809 – 1882) Живая природа развивается только в процессе борьбы за выживание в постоянно изменяющихся условиях внеш-ней среды. В теории эволюционного дарвинизма био-логические законы естественного отбора рассматрива-ются как обусловливающие и общественную эволю-цию, когда в результате борьбы за существование в об-ществе выживают наиболее приспособленные.
Первая половина XIX века Иммануил Кант (1724 – 1804) Люди не могут жить в мире по собственной воле, вой-ны являются неотъемлемой частью человеческого суще-ствования. Но установление мира или общественного договора возможно и оно должно быть установлено.
Георг Гегель (1770 – 1831) Развил учение о противоречиях и конфликтах противо-положностей, которые выступают как внутренние ис-точники восхождения от абстрактного к конкретному. Причину конфликта видел в социальной поляризации между классами; слабой государственной власти.
Людвиг Фейербах (1804 – 1872) Создал теорию разумного эгоизма. Человек не может быть счастлив в одиночку, следовательно, любовь к ближним - предпосылка социальной гармонии, но наряду с любовью часто встречается недоброжелатель-ство, зависть, злоба. Конфликт - основа жизнедеятель-ности общества.
Вторая половина XIX начало и XX веков К. Маркс (1818 – 1883) и Ф. Энгельс (1820 – 1895) Конфликт - условие классовой борьбы. Конфликты свойственны всем уровням социальной жизни: полити-ке, экономике, культуре. Вся история до сих пор суще-ствовавших обществ была историей борьбы классов. В коммунистическом обществе, основанном на обще-ственной собственности, исчезнут конфликты.
О. Конт (1798 – 1857) Разработал гипотезу происхождения солнечной систе-мы из первоначальной туманности. Считал, что идеи бога, свободы, бессмертия это постулат практического разума.
В. Вундт (1832 – 1920) Основатель экспериментальной психологии централь-ную роль в душевной жизни отводил воле. В книге «Психология народов» давая обоснование мифов, рели-гии, искусству говорит о мире и бесконфликтности.
Г. Зиммель (1858 – 1918) Ввел термин "социология конфликта" и описал законо-мерности социальных конфликтов. Чем острее кон-фликт, тем сильнее внутренняя сплоченность конфлик-тующих групп, тем больше вероятность централизации конфликтных групп. Чем чаще конфликты, тем более вероятно, что будут созданы нормы, регулирующие конфликт. Чем более длительные конфликты между группами, тем вероятнее, что группы отрегулируют свое отношение к власти.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов. – 4-е изд. исп. и доп. М.: Эксмо, 2009. – 512 с.
2. Водопьянова Н.Е. Стресс-менеджмент: учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 283с.
3. Волков Б.С. Конфликтология: уч. пособие для студ. высших уч. за-вед / Б.С. Волков, Н.Д. Волкова. Изд. 3-е исп и доп. - М.: Академиче-ский проект; Фонд «Мир», 2007. – 400с.
4. Воропаев С. Н. Менеджмент: учебное пособие / С. Н. Воропаев, В. Д. Ермохин; Международная ассоциация «Агрообразование». – Москва: КолосС, 2017. – 246 с.
5. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах : учеб. посо-бие. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 216 с.
6. Гришина Н.В. Психология конфликта. - 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 544с.
7. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник / А.В. Дмитриев. Изд-во 3-е, перераб. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009 – 336с.
8. Кибанов А.Я. Конфликтология: Учебник . 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2012. 301 с.
9. Козырев Г.И. Конфликтология: учебник/ Г.И. Козырев. Москва: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010. - 304с.
10. Козырев Г.И. Основы конфликтологии. – М.: Форум, 2014. – 240с.
11. Максимова И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия.// Маркетинг. 2015. -№3.
12. Мовсесян В. Э. Управление стрессом как один из способов повыше-ния работоспособности сотрудников // Наука через призму времени. – 2017. – № 6. – С. 42–47.
13. Музыченко Л.С. Учет профессиональных стрессов в управлении пер-соналом // Современные проблемы права, экономики и управления. – 2016. – № 1 (2). – С. 169–173.
14. Ратников В.П. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 543 с.
15. Социально-психологический климат на производстве: учеб. пособ. / И.В. Диденко, Н.В. Саранчева, Т.Ю. Коренюгина, Л.А. Бугаев, Е.В. Загороднюк; Юж.-Рос. гос. политех. ун-т (НПИ). – Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2014. – 192 с.
16. Шейнов В.П. Управление конфликтами: теория и практика / В.П. Шейнов – Минск: Харвест, 2010 – 912с.