Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В силу изменчивости многочисленных факторов влияния современности на состояние сферы менеджмента, как системы управления, появляется потребность в изменении организационных структур и требований к характеру трудовой деятельности, в частности, требования к компетентностным составляющим специалистов и руководителей. В настоящее время происходит кардинальных сдвиг бизнес-процессов, усиливая влияние эффективных коммуникационных процессов, а также координационных и согласовательных. Соответственно, профессиональные требования к менеджерам, как первостепенному организационному звену, наряду с традиционными областями предметной (специальной) компетентности включают и группу требований, которые реализуются в социальных отношениях персонала организации, требования, которые относятся преимущественно к социальным навыкам. Для этого комплекса навыков часто используется термин «социальная компетентность». Социальная компетентность важна для всех специалистов организации, но особое ее предназначение и смысл содержится в профессиональной деятельности менеджера. Ведь именно менеджер должен эффективно организовывать работу подчиненных, налаживать профессиональные контакты, улаживать конфликты и обеспечивать благоприятную эмоциональную обстановку в коллективе.
Так, невозможно переоценить значение такого рода компетенций у управленца, и необходимость грамотного выявления и оценки социальная компетентности.
Основная цель настоящей работы и заключается в определении методики и путей выявления социальной компетентности менеджера, для этого поставлены следующие задачи:
охарактеризовать сущность феномена «социальная компетенция»;
сделать выводы о значении социальной компетентности в деятельности менеджера;
определить методику выявления социальной компетентности менеджера.
В качестве источников информации для реализации поставленных целей послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента и социальной психологии.
Основная часть
1. Значение социальной компетентности в деятельности менеджера
Согласно мнению западных исследователей по проблеме лидерства с середины двадцатого столетия эффективным менеджером является тот, кто достигает успеха, проявляя уважение к людям, через которых он осуществляет свою работу. Подобного взгляда придерживаются и стараются обеспечивать эти качества в своих управленцах коммерческие организации, которые осознали, что для повышения эффективности работы менеджера, ему уже недостаточно полагаться только на роль авторитета и власти, которые заложены в его формальной организационной роли. Он также должен развивать в себе понимание индивидуальных потребностей, возможностей и ожиданий людей, которые работают под его началом, чтобы мотивировать их к более успешной деятельности по достижению организационных целей.
Сейчас многим исследователям в области менеджмента уже стало очевидным, что эффективное поведение менеджера во многом зависит от так называемых социально-психологических факторов, таких, как климат в организации, природа и содержание групповой работы, степень сложности поставленных задач, временные рамки, отношения между менеджером и подчиненными. Понимание сложности взаимодействия этих факторов привело к появлению и развитию теории случайности в лидерстве, которая стала базисом для тренинговых программ, содержащих элементы тренинга социальных умений. Тем не менее, большинство этих моделей ссылаются на эффективное поведение в каких-либо ситуациях именно на уровне стиля. Они описывают общие поведенческие процессы как «поведение-участие» или «вознаграждающее поведение», «поведение, ставящие задачи» и «целеполагающее поведение». Тем временем растет чувство неудовлетворенности, разочарования у менеджеров, которые, несмотря на свою убежденность в ценности партисипативного менеджмента, не имеют понимая и конкретных рекомендаций по реализации всего спектра функций менеджмента [10].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997.
2. Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. Пер. с анг. – Минск: «Беларусь», 1990.
3. Сабекия Р.Б. Экологическая парадигма модернизации образования // Высшее образование в России. 2006. № 9.
4. Масилова Марина Григорьевна, Богдан Надежда Николаевна Социальная ориентированность как составляющая управленческой компетентности руководителя // Управленец. 2014. №3 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-orientirovannost-kak-sostavlyayuschaya-upravlencheskoy-kompetentnosti-rukovoditelya-1 (дата обращения: 16.10.2021).
5. Давыдов Д.Г., Чмыхова Е.В. Обзор зарубежных подходов к созданию компьютерных систем профориентирования // Международная научно-практическая заочная Интернет-конференция «Выпускник на рынке труда». Москва, 20.02.11-30.04.11. http://www.conf. muh.ru/110220/thesis.htm. – СГА, 2011.
6. Корчемный П.А. Компетенции: психологические проблемы восприятия, принятия и реализации // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». . 2013.
7. Щербакова А.И. Оценка сформированности компетентности специалиста промышленного предприятия // Материалы научно-практической конференции «Образование и наука в региональном развитии». Ч. 2. Рыбинск РГАТА имени П. А. Соловьева, 2008.
8. Оценка деятельности работников организации : учеб.-метод. пособие / И.Ф. Зайнетдинова.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016.— 120 с.
9. Коттер, Док. Истинная роль лидера: пер. с англ. /Дж. Коттер. - М: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 258 с
10. Минцберг, Г. Профессия - менеджер: мифы и реальность: пер. с англ/Г. Минцберг. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 258 с.