Фрагмент для ознакомления
2
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
Пожилой возраст характеризуется нарастанием признаков старения и заболеваний, свойственных этому возрасту. Процесс старения - генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме, в то же время старение создает много психологических трудностей.
Возраст является важной переменной как для понимания и прогнозирования индивидуального поведения, так и для функционирования и развития общества в целом. Взаимоотношения людей определяются временными границами пребывания в рамках тех или иных социальных институтов. Возраст является важным социокультурным и биологическим феноменом. Его анализ необходимо строить с учетом следующих положений.
1. Возрастной процесс нельзя исследовать вне социальных, культурных и исторических изменений, так как люди рождаются, развиваются и стареют не в вакууме. Поэтому следует изучать не только отличительные признаки различных возрастных групп, детерминированные различными социокультурными условиями, но и изменения социума под влиянием этих возрастных различий.
2. Возраст может быть понят только в контексте его социокультурной вариативности - как в пределах одного социума, так и на кросс-культурном уровне.
3. Возраст можно изучать только в рамках анализа всего жизненного пути человека, а не какой-либо его части. Возрастной процесс начинается с рождения и заканчивается смертью, а не начинается в какой-то особенный момент. К тому же в социуме люди всех возрастов взаимосвязаны между собой.
4. Индивидуальный возрастной процесс представляет собой комплексное взаимодействие биологического и психологического развития, которое происходит в изменяющейся социокультурной внешней среде [4].
В.А. Иванов предположил, что к определенному возрасту старение становится источником особой психической травмы, возможно, определяющей минорное настроение на всю оставшуюся жизнь. «Процесс старения разделяется на составляющие и каждая из составляющих процесса старения, попадающих в самосознание, может по-разному и в различной степени оказывать травматическое действие» [5].
Обзор изменения личностных проявлений в старости делает чрезвычайно актуальной для геронтопсихологии проблему типологии старения. Попыток описания типов старения было сделано очень много. «В типологии Ф.Гизе, построенной на основе отношения человека к собственному старению, выделяются три типа стариков и старости: первый - старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости; второй - старик-экстраверт, признающий наступление старости через внешние влияния и наблюдение за изменениями (выросла молодежь, имеют место расхождение с нею во взглядах, смерть близких, изменение положения в семье, изменения-новшества в области техники, социальной жизни и т. д.); третий - интровертированный тип, для которого характерно острое переживание процесса старения. Человек не проявляет интереса к новому, погружается в воспоминания о прошлом, малоподвижен, стремится к покою и т. п.» [5].
Социальная ситуация развития в старости связана с отходом от активного участия в производительной жизни общества - с уходом на пенсию. И именно выход на пенсию некоторые теории старости признают началом этого возраста. Последнее не случайно: профессиональная деятельность при всех особенностях организации индивидуальной жизни обеспечивает человеку необходимые социальные связи.
Разобществление - это психосоциальное явление, объясняющееся как природными изменениями психологии стареющей личности, так и воздействием на нее социальной среды. Явление разобществления выражается в изменении мотивации, сосредоточении на своем внутреннем мире и спаде коммуникативности. Формальное начало этого процесса связано с выходом на пенсию и обнаруживает субъективное и объективное проявление. Объективно разобществление находит свое выражение в утрате прежних социальных ролей, ухудшении состояния здоровья, снижении дохода, утрате или отдалении близких людей. Субъективно оно выступает в ощущении своей ненужности, сужении круга интересов - сосредоточении их на своем внутреннем мире [7].
С возрастом происходит удаление стареющего человека от общества, причем этот процесс биологически и психологически внутренне присущ и неизбежен. Разрыв между личностью и обществом происходит уже после выхода на пенсию. По инерции пожилой человек продолжает поддерживать старые связи, интересуется тем, что происходит на работе. Затем эти связи становятся искусственными и постепенно прерываются. Количество поступающей к человеку информации уменьшается, круг его интересов су-жается, падает активность, в связи с чем ускоряется процесс старения [7].
Потеря общественного и социально значимого места сопряжена с потерей источников социально-психологических стимуляций, с разрывом сложившихся профессиональных и межличностных отношений. Сужается круг общения человека, что в свою очередь приводит к изменениям в его личности.
Прекращение активной профессиональ¬ной деятельности приводит к тому, что психологические процессы (мышление, память, внимание и т.д.) не получают полноценной нагрузки, снижается уровень их функцио¬нирования. При отсутствии ситуации пере¬дачи профессиональных знаний другим снижается и профессиональная компетентность. Г.Томе зафиксировал зависимость психического состояния пожилого человека от состояния здоровья и его социального окружения. Ухудшение общего состояния здоровья было выявлено, прежде всего, у тех мужчин и женщин, семья которых по причине смерти родственника или переезда от детей стала меньше и тем самым сократились возможности для личных контактов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксёнова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений. - М.: Академия, 2001. - 192 с.
2. Бадя Т.П. Инновационные методы социальной работы с пожилыми гражданами / Т.П. Бадя // Отечественный журнал социальной работы. – 2009. – №4. – С 42–48.
3. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 304 с.
4. Бочаров В. В.Антропология возраста: научное исследование, учеб. пособие. СПб: Санкт-Петербургский Университет Экономики и Финансов, 2001. 196 с.
5. Иванов В. А. Старение как эмоциональный шок // Психология зрелости и старения. 2009. - № 3.- С. 18-30.
6. Калькова В.Л. Старость: Реферативный обзор // Психология старости и старения: Хрестоматия, учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / Сост. Краснова О.В., Лидерс А.Г. - М.: Академия, 2003. - С.77-86.
7. Краснова О.В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии // Мир психологии, 2007. - №2. -С.96-106.
8. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2000. - 200с.
9. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология: учеб. пособие / Н.Е.Щуркова. - М.: Просвещение, 2002. - 211 с.