Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Этика в современном обществе играет большую роль. Она формирует поведение людей, склоняя их придерживаться определённых правил и устоев. Природа не терпит порядка, но, противореча этому, человек в течении всей своей истории существования пытается все контролировать, в том числе и общественное поведение. Иногда это получалось, иногда – нет. Так появились писанные (официальные) и неписаные (не обязательные к выполнению) законы.
Этический кодекс или моральный кодекс – система правил или этических принципов, управляющих поведением членов определённого сообщества (социальной, профессиональной или этнической группы), выражающих понимание достойного поведения в соответствии с этическими принципами, моралью данного сообщества.
Кодекс профессиональной этики не является изобретением сегодняшнего дня. В частности, более 300 лет назад был разработан и дошёл (практически в неизменном виде) до наших дней Кодекс самурая («Бусидо Сосинсю»). Данный Кодекс представляет собой свод этических правил профессионального воина, которые регламентировали его поведение как в бою, так и в мирной жизни.
Сегодня принято говорить о профессиональной этике врача, педагога, журналиста, существуют этические кодексы в бизнесе, у военных, в сфере торговли, существуют международные этические кодексы для работников музеев, общества Красного креста и в рамках других международных профессиональных объединений.
В силу развивающейся профессионализации перед специалистами различных направлений все чаще возникают нравственные коллизии, решить которые, опираясь только на профессиональные знания, невозможно.
Цель работы – проанализировать и обосновать особенности и основные аспекты профессиональной культуры и этики учителя истории и обществознания.
Объект исследования – особенности профессиональной культуры и этики педагога.
Предмет исследования – аспекты в профессиональной культуре и этике учителя истории и обществознания.
Задачи исследования:
- изучить особенности этики и профессиональной культуры в современном мире;
- описать научно-теоретические основы профессиональной культуры и этики педагога;
- проанализировать роль психолого-педагогических знаний в профессиональной культуре и этике учителя истории и обществознания;
- обосновать особенности авторитетной позиции педагога как основы профессиональной культуры и этики учителя истории и обществознания.
Методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод классификации и систематизации.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭТИКИ ПЕДАГОГА
1.1. Этика и профессиональная культура в современном мире
В ХХ веке произошло такое понижение ценности человека, которого не было со времени Возрождения. Оно проявилось в потере человечеством самой ценности природы и человека, превращение их всего лишь в средства политики или идеологии.
Биоэтика, или этика жизни – это раздел прикладной этики, философской дисциплины, изучающей проблемы морали, прежде всего, по отношению к человеку и всему живому, определяет, какие действия по живого с моральной точки зрения являются допустимыми, а какие – недопустимыми. Это органическое сочетание новейших достижений биологической науки и медицины с духовностью. Это часть медицинской этики, это поиск нравственных ценностей, которые могли бы стать руководством для принятия решений в ситуациях, где осуществляется союз или взаимодействие человека и высоких технологий .
В современной жизни биоэтика стала признаком цивилизованности, ее проблемы имеют междисциплинарный характер. К ним причастны биологи, медики, экологи, философы, правоведы и представители религиозных конфессий.
Обобщая научные, общественные, религиозные взгляды, национальные особенности, традиции, они разрабатывают совокупность моральных принципов, норм и правил, которые необходимо соблюдать в профессиональной деятельности.
Важнейшие из них закрепляются соответствующими законодательными актами, находят отражение в международных документах и конвенциях, декларациях, хартиях. Эти принципы, нормы и правила со временем изменяются в соответствии с изменениями социально-экономических условий общества, государственной политики и общественного мнения.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т. п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет .
1.2. Научно-теоретические основы профессиональной культуры и этики педагога
Требования к профессии педагога:
1. Соблюдение культуры общения и этических норм. Деловое общение – это прежде всего коммуникация, то есть обмен информацией, которой делятся коллеги и деловые партнёры. Стоит сказать, что деловое общение носит индивидуальный характер и проявляется в различных способах, которые выбирает субъект общения в конкретных деловых ситуациях в отношении своих коллег, партнёров или конкурентов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андриади И.П. Педагогическое мастерство и авторитет учителя [Текст]. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие. Москва, 2019. С. 93-138.
2. Аристотель. Поэтика / Аристотель. Москва: ЭКСМО; Санкт-Петербург: Terra fantastica, 2018. 839 с.
3. Бойетт Дж. Г. Путеводитель по царству мудрости: лучшие идеи мастеров управления. Пер.с англ. А. А. Калинина. Москва: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2019. 416 с
4. Виговская М.Е. Профессиональная этика и этикет: Учебное пособие для бакалавров. Москва: Дашков и К, 2015. 44 c.
5. Гусева Н.В.О нравственно-педагогическом климате в педагогическом коллективе. Молодой ученый. 2021. №1. Т.2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа к источнику: http://www.moluch.ru/archive/3-4/3905/.
6. Деловое общение [Текст]: учебник и практикум для СПО. Издательство: Юрайт, 2016. 247 с.
7. Деловое общение [Текст]: учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. 255 с.
8. Дусенко С.В. Профессиональная этика и этикет: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования. Москва: ИЦ Академия, 2020. 224 c.
9. Емельянова Л.Н. Педагогическая мораль и этика. [Электронный ресурс]. – Режим доступа к источнику: http://www.profistart.ru/ps/blog/20812.html.
10. Ершов А. А. Психология соактивности людей. Санкт-Петербург: 2016. 32 с.
11. Карделл Ф. Д. Из тени в свет: обретение лидерства и судьбы. Санкт-Петербург: Невский проспект , 2017. 180 с.
12. Кови С. Р. Лидерство, основанное на принципах. Москва: Альпина Бизнес Букс , 2015. 300 с.
13. Кричевский Р. А. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. Москва: Изд-во МГУ , 2019. 223 с.
14. Лавриненко В.Н. Психология делового общения [Текст]: Учебник и практикум для академического бакалавриата. Издательство: Юрайт, 2016. 350 с.
15. Ландсберг М. Лидерство. Видение, вдохновение и энергия. Москва: ЭКСМО , 2015. 215 с.
16. Ланковская Е.К. Лидерские способности как профессионально важные качества педагогов-психологов для анимационной деятельности. Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. № 2(15). Москва, Изд. «МЦНО», 2018. С. 45-49.
17. Лоскутникова В. И. Психологические аспекты развития потенциала лидерства в юношеском возрасте. Среднее проф. образование. 2016. №6. С. 24-25.
18. Менегетти А. Психология лидера. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Славянская ассоциация Онтопсихологии, 2016. 144 с.
19. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник. Москва: ЮНИТИ, 2013. 559 c.
20. Самыгин С.И., Руденко А.М. Деловое общение [Текст]: учебное пособие. Издательство: Кнорус, 2015. 438 с.
21. Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории: Учебное пособие. Москва: РУДН, 2020. 288 c.