Фрагмент для ознакомления
2
Введение
К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Обычно структуру общения характеризуют путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только мнениями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны.
Информационные коммуникации дают телефонную, радио и телевизионную связь пользователям.
Одновременно с этим, общение людей – это также коммуникация.
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Отсюда можно сделать следующий заманчивый шаг и интерпретированию: весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации, что и делается в ряде систем социально-психологической знания. Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важные характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации.
Целью данной работы является рассмотрение коммуникативных неудач в общении и их причин.
1 Элементы процесса коммуникации и их влияние на удачную коммуникацию
Процесс коммуникации включает в себя следующие элементы:
1) Отправитель (тот, то генерирует сообщение для передачи информации);
2) Сообщение (информация, которая закодирована в символы);
3) Канал – способ передачи информации;
4) Получатель – тот, кому предназначена информация и кто ее интерпретирует.
В процессе общения отправитель и получатель проходят несколько этапов, которые между собой связаны. Задача – составление сообщения и применение канала для его передачи так, чтобы и отправитель, и получатель одинаково поняли исходную идею. Это может представляться сложным процессом, поскольку на каждом этапе смысл идеи может быть искажен и утрачен.
Эти этапы представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Простая модель процесса коммуникации
Рассмотрим каждый из этих этапов отдельно.
Генерирование идеи. Общение начинается с формулировки идеи или отбора информации. Отправитель принимает решение, какую важную идею или сообщение важно донести. Некоторые попытки дают сой уже на этом этапе, поскольку отправитель не уделяет времени на то, чтобы проанализировать или обдумать идею. Поэтому, важно для начала подумать, а потом говорить. Идея на этом этапе еще не нашла свое воплощение в словах или в форме, в которой она будет передаваться. Отправитель только принял решение, какую идею он хотел бы передать. Для эффективной передачи информации важно теперь учитывать несколько факторов.
Кодирование и выбор канала.
Перед тем, как передать сообщение (идею), отправитель кодирует ее в определенные символы в виде слов, интонации, жестов и языка тела. Также происходит выбор канала, который совместим с типом символов, которые применяются для кодирования (устная речь, письмо, электронная почта, видеозаписи и видеосвязь). В случае, если канал не подходит для физической формы выбранных символов, то осуществление передачи не является возможным. Если канал не соответствует сообщению, эффективность коммуникации также снижается .
Приведем пример. Руководитель хотел бы поговорить со своим сотрудником о том, что он нарушил меры безопасности. Если это будет осуществлено в форме непринужденной беседы за чашкой кофе или в виде направлении ему неофициальной записки на почту, то эти каналы будут вряд ли эффективны в донесении самой идеи, поскольку проблема достаточно серьезна и требует официального сообщения и встречи.
Выбор способа передачи сообщения не должен ограничиваться выбором только одного канала. Желательно применять несколько средств коммуникации. Это, естественно, усложнит сам процесс, но исследования показывают, что одновременное применение устных и письменных средств общения дает эффективность результата. Используя оба канала, отправителю можно найти более сложные подходы и при этом письменно зарегистрировать ситуацию.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бодалев А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. – М.; Воронеж. 2020. – 356 с.
2) Галигузова Л. Н. Ступени общения / Л. Н. Галигузова. – М., 2017. – 215 с.
3) Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. 2019.
4) Карнеги Д. Учебник жизни - М.: ЭКСМО-Пресс, 2020.
5) Моул Джон. Особенности национальной психологии народов новой Европы: бизнес, общение, успех / Джон Моул; пер. с англ. О.Л. Сергеевой. - М.: Астрель: АСТ, 2016
6) Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента: - М.: Дело. 2020
7) Свенцицкий А. Л. Социальная психология. - Москва : Проспект, 2019 - 332 с.
8) Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. - М.: Слово/Slovo, 2020.
9) Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному /Пер. Я.М. Коган, М.В.Вульф. – М.:АСТ;Минск: Харвест, 2006
10) Rogers,С.R. Empatic: an unappreciated way of being // The Counseling Psychologist [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bspu.unibel.by/ pages/ obschixxi/ source/ 0935.html. – Дата доступа: 21.10.2021