Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Выстраивание конструктивной, взаимовыгодной и прозрачной системы взаимоотношений между государством и бизнесом является приоритетной задачей органов государственной власти России на протяжении всего постсоветского периода. От эффективности реализации различных форм сотрудничества между властью и бизнесом зависит не только экономическое процветание страны, но и улучшение качества жизни населения в целом, ввиду чего понимание траектории развития отношений между предпринимательством и властью, а также анализ влияющих на них специфических факторов представляют научный интерес и предмет многочисленных исследований.
Необходимость взаимодействия между бизнесом и властью осознается обеими сторонами, но уровень недоверия при этом только растет из-за отсутствия корректной законодательной базы, регулирующих стандартов, эффективных антикоррупционных мероприятий, а также имеющейся тенденции максимизации прибыли любой ценой.
Цель исследования заключается в анализе технологий взаимодействия власти и бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы взаимодействия государства и бизнеса;
выделить модели взаимодействия властных и предпринимательских структур;
проанализировать современную практику взаимодействия власти и бизнеса в России.
Контрольная работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.
1. Теоретические основы взаимодействия государства и бизнеса
Теория современного государства утверждает, что функция государства эволюционируют от принуждения в сторону сотрудничества между тремя основными секторами экономики: властью, бизнесом и обществом. Успех сотрудничества власти и бизнеса основан на учете экономических интересов взаимодействующих сторон; подконтрольности власти и бизнеса обществу; прозрачности принимаемых ими решений; стандартизации отношений «власть-бизнес-общество»; нацеленности на эффективное использование всей совокупности экономических ресурсов национальной экономики в целях ее устойчивого роста и социального прогресса всего общества и др.
Без взаимодействия власти и бизнеса, основанного на отношениях взаимной зависимости, реализация данных свойств бизнеса затруднена, так как необходимо создание благоприятных внешних условий. Такие условия может создать только государство.
Под органами государственной власти будем понимать региональные и местные органы, прежде всего исполнительной власти, подразумевая, что органы местного самоуправления взаимосвязаны с органами государственной власти и являются публично-правовым образованием, осуществляющим решение вопросов местного значения.
Взаимодействие – это сложный процесс, включающий в себя воздействие субъектов деятельности друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение каждого из субъектов состояния другого.
Взаимодействие бизнеса с государственными органами управления –процесс совместной деятельности властных и предпринимательских структур, которая направлена на разработку и реализацию эффективных направлений развития социально¬экономической системы в целом и ее отдельных элементов, учитывающая экономические интересы сторон и рациональное использование ресурсов.
Стратегии взаимодействия: сотрудничество (партнеры содействуют друг другу); противоборство (партнеры противодействуют друг другу); однонаправленное содействие (один из партнеров уходит от взаимодействия, а другой способствует достижению индивидуальных целей другого или общих целей); однонаправленное взаимодействие (один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уходит от взаимодействия с первым); компромиссное взаимодействие (здесь присутствуют как содействие, так и противодействие); консультативное взаимодействие.
Виды взаимодействия власти и бизнеса: финансовое взаимодействие; материальное взаимодействие; пространственное взаимодействие (операции с земельными участками и недвижимостью и пр.); проектно-управленческое взаимодействие; «стратегический аутсорсинг» (подразумевает передачу стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании); совместных предприятий бизнесом и государством; конкурсные методы взаимодействия бизнеса и власти (компания выигрывает конкурс, организованный по специальной разработанной схеме государством; выполнение муниципального заказа и муниципального гранта и др.); взаимодействие в рамках законотворческого процесса.
В основе отношений бизнеса с государством лежат экономические отношения. Такие отношения подразумевают то, что в современном обществе бизнес не может существовать отдельно от государства, а государство отдельно от бизнеса.
Условия взаимодействия власти и бизнеса:
1) обеспечение баланса интересов взаимодействующих сторон;
2) демократизация и подконтрольность власти и бизнеса, прозрачность принимаемых ими решений;
3) информатизация власти и бизнеса и открытость (прозрачность) их перед обществом;
4) стандартизация отношений «власть-бизнес-общество» и их временной (постоянной) стабильности;
5) наличие мотивации взаимодействия для каждой из сторон;
6) направленность на реализацию всех имеющихся ресурсов с целью устойчивого роста экономики и социального развития общества;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бутова, Т.В., Дунаева, А.И., Удачин Н. О. Модели взаимодействия власти и бизнеса в Российской Федерации / Т.В. Бутиова // Вестн. Университета. – 2018. - № 6. – С. 23-26.
2. Глаголев, С.Н. Экономика современной России: проблемы и перспективы развития: монография / С.Н. Глаголев, В.В.Моисеев. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2018. – 274 с.
3. Закирова, А.Э., Ахмедина, Г.Б. Взаимодействие власти и предпринимательских структур в контексте современности / А.Э. Закирова // Экономика и предпринимательство. – 2019. - № 9. – 1 (86). С. 459-464.
4. Мошкова, Л.Е. Партнерские отношения бизнеса и власти на территории присутствия: теория и методо¬логия: дисс. д-ра экон. наук. М., 2014. –345 с.
5. Пепелов, С.Т., Чернов, А.И. Взаимодействие власти и бизнеса в современной России: начало формирования институциональных основ / С.Т. Пепелов // Власть. – 2019. - № 3. – С. 87-90.
6. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 30.11.2010 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/econreg/aboutecon/doc20101130_013 (дата обращения: 21.10.2021).
7. Путин поручил доработать проект программы «Цифровая экономика» в части финансирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tass.ru/pmef2017/articles/4340547 (дата обращения: 22.10.2021).
8. Студеникин, Н.В. Устойчивое развитие в проектах государственно-частного партнерства: преодолевая конфликт интересов // Сравнительная политика. – 2018. - №1 (18). – С. 78-81.
9. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.kremlin. ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 01.11.2021).
10. Эльмурзаева, Р.А. Взаимодействие бизнеса и государства: трансформация «захвата государства» / Р.А. Эльмурзаева // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2020. - № 41. – С. 68-84.