Фрагмент для ознакомления
2
Елисеева Е.Н.
Исследовательская работа
для зачета по дисциплине «Социология труда»
Актуальность проблемы. Проблема связана с изучением студенческой трудовой занятости.
Сегодня трудовая занятость студентов не должна восприниматься как негативное явление, которое мешает обучению. Из-за ухудшения материального положения студентов (рост на цены продуктов первой необходимости и отсутствие стипендий), строгие требования трудового рынка (спрос у работодателей на практические умения) работающий студент для ОО СПО становится частым явлением. Проблема совмещения учёбы с работой требует внимания и со стороны преподавателей, мастеров производственного обучения, администрации ОО, и со стороны работодателей.
Методология исследования:
- цель исследования: выявление основных функций и характера вторичной занятости, определение её влияния на процесс профессионального становления студентов;
- задачи исследования:
1. Выявить мотивы совмещения трудовой занятости и учебы студентов;
2. Определить положительное и отрицательное в процессе совмещения учёбы и работы.
- объект исследования: студенты;
- предмет исследования: проблема трудовой занятости студентов.
Описание процедуры сбора данных и проведения исследования
Анкетирование проводилось 2-3 ноября 2021 года среди 16 студентов ГБПОУ НСО «Чулымский межрайонный аграрный лицей». Форма проведения опроса – личная. Проблем на этапе проведения опроса не возникало. Для выяснения влияния занятости студентов на профессиональное
становление были сформированы 2 группы:
1) студенты, чья работа не связана с будущей профессией (8 человек) – группа А;
2) студенты, чья работа связана с будущей профессией (8 человек) – группа Б.
Анализ результатов исследования.
В опросе приняли участие 70% юношей и 30% девушек, возраст респондентов составил разброс от 17 до 22 лет. Анкетирование показало, что все опрошенные работающие студенты учатся на бюджетной основе (100%), но 40% не получают стипендии по результатам успеваемости. Практически половина респондентов проживает в общежитии (47%), каждый третий живет с родителями (33%), у 20% - съемное жилье.
Опрос показал, что только 26% трудятся по получаемой в ОО специальности (автомеханик; повар). При этом среди младших курсов таких – лишь 6%, а как среди опрошенных четверокурсников – 42%. Таким образом, к концу обучения в ОО увеличивается количество студентов, работающих по специальности, что связано с готовностью работодателей принимать на работу сотрудников с имеющимися знаниями по профессии, но еще не имеющего статуса профессионала.
Рабочие места, где трудятся студенты, находятся в сфере обслуживания (86%): информационные услуги и программирование; ремонт, строительные и погрузочные работы; социальная деятельность. Это диктуется объективными факторами - спецификой инфраструктуры и потребностями работодателей и рынка труда г. Чулыма. Студенты, которые работают не по специальности, задействованы в сфере торговли (30%).
Поиски работы студентами по специальности связаны с определенными трудностями, потому что работодатели не готовы нанимать их на неполный день, предлагать посменный график. Старшекурсники, которые трудоустраиваются, чаще решают вопрос с администрацией ОО о
Фрагмент для ознакомления
3
1.Александров, В.А. Формирование профессиональных компетенций студентов аграрного вуза / В.А. Александров, Г.М. Тромпет, С.В. Бутаков, Н.А. Александрова// Проблемы управления качеством образования: сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Шатовой А.В., 2014. С. 19–21.
2.Брюхова, О.Ю. Трудовая занятость студентов как механизм профессионализации будущих специалистов/ О.Ю. Брюхова, Д.П. Косяченко //Актуальные проблемы социологии культуры, образования, молодежи и управления: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 24–25 февраля 2016 г.). Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 163–168.
3.Власова О.И., Кислов А.Г., Копнов В.А., Куимов В.С., Пермякова Т.В., Старцева Н.Н. Социальный портрет мастера производственного обучения: коллективная монография / О.И. Власова, А.Г. Кислов, В.А. Копнов, В.С. Куимов, Т.В. Пермякова, Н.Н. Старцева/ Под науч. ред. Т.В. Пермяковой, В.А. Копнова. Екатеринбург, 2015. 129 с.
4.Дикусарова, М.Ю. Вторичная занятость студентов как способ адаптации на рынке труда. URL: http://show.vvsu.ru/files/AFEE448E- 23D1-4B67-9F28-21237416F096.pdf (дата обращения 10.11.2021).
5.Зборовский, Г.Е. Теоретические основания изучения социальной общности/ Г.Е. Зборовский // Социологические исследования. 2010. № 4. С. 3–12.
6.Константинова, Е.Б. Вторичная занятость студентов как фактор формирования жизненных стратегий. Автореферат дисс…. канд. соц. наук/ Е.Б. Константинова/. Екатеринбург, 2006.
7.Константиновский, Д.Л. Молодежь России на рубеже XX–XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие/ Д.Л. Константиновский, Е.Д. Вознесенская, Г.А. Чередниченко. М.: ЦСП и М, 2014. 548 с.
8. Резник, С.Д. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры: учебное пособие / С.Д. Резник, И.А. Игошина; Общ. ред. С.Д. Резник. М.: ИНФРА-М, 2011. 475 с.
9.Рощин С.Ю., Рудаков В.И. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов // Вопросы образования. – 2014. – № 2. – c. 152-179. – doi: 10.17323/1814-9545-2014-2-152-179.
10.Тихомирова А.М., Мылтасова О.В. Роль вторичной занятости студентов в формировании трудовых компетенций // Московский экономический журнал. – 2018. – № 4. – c. 25.
11.Яркова Т.А., Михайлова Н.К. Занятость студентов на рынке труда: «старые» или новые тенденции? // Экономика труда, 2019. – № 1. – doi: 10.18334/et.6.1.39880.
12. Возможность совмещения работы и обучения в ВУЗе среди Московских студентов https://webanketa.com/forms/6rs30e9p5wrk8d1s60vkadg/ru/