Фрагмент для ознакомления
1
Введение………………..……………………………………………………3
1. Понятие и сущность контроля и надзора………………...……………………………………………………..4
2.Контроль и надзор - принципы соотношения…………………………………………………………………9
3. Функции государственного контроля и надзора……………………………………………...………………………13
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………………………....16
Список литературы…………………………………………………………………18
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Эффективное функционирование контроля и надзора как элемента управления, которое направлено на регулирование отношений всех сфер жизни государства и общества в целом, приобретает всё большее значение в условиях современного существование в Российской Федерации.
Преобразованиям, проходящим в нашей стране в последнее время, содействует реализация контроля и надзора, которые придают необходимую динамику в развитии страны, а также являются главным фактором становления правового государства и развития гражданского общества. Управление в целом и государственное управление не может осуществляться без взаимодополняемого и взаимозаменяемого контроля и надзора, так как эффективное управление предполагает грамотный контроль.
Контроль и надзор - это одна из функций государства, так как он осуществляется в тех или иных формах и в различном объёме при реализации всех функций государства. Функции государства, несмотря на отличия в содержании, формах и методах их реализации, по сути одинаковы у любого государства, находящемся на любом этапе развития. Не только контроль и надзор, но и остальные функции государства реализуются в жизни через деятельность государственных органов, исходя из принципа разделения властей, то есть органами законодательной, исполнительной и судебной власти с учётом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами.
1.Понятие и сущность контроля и надзора
Понятия "контроль" и "надзор" широко используются как в теории, так и в законодательной деятельности, однако четких критериев их разграничения до настоящего времени не выявлено.
В некоторых нормативных актах, например в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", названные категории не разграничиваются и употребляются как равнозначные. В наименовании Закона и в тексте статей названные термины фигурируют в связке, без каких-либо пояснений их сущности и содержания.
Соотношение функций контроля и надзора всегда привлекало и привлекает внимание специалистов-правоведов. Вопрос о содержании данных понятий в науке административного права, в том числе и их соотношения, является предметом давней дискуссии. Одни ученые определяют надзор как разновидность контроля, другие рассматривают надзорную деятельность как самостоятельный вид, третьи считают контроль и надзор тождественными понятиями. Отсутствие конкретики в терминологии и законодательном регулировании влечет необоснованное расширение полномочий контрольных и надзорных органов.
Для разрешения вопроса о соотношении контроля и надзора необходимо обратиться к исследованию рассматриваемых дефиниций, поскольку без строгого толкования указанных терминов представляются затруднительными определение правового статуса органа контроля или надзора, реализация эффективного правоприменения и административного управления в сфере государственной деятельности.
Понятие "контроль" произошло от французского слова "controle", применявшегося для обозначения встречной, вторичной записи с целью проверки первой. Подобное толкование исследуемой дефиниции содержится и в толковом словаре русского языка: "проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора".
На сегодняшний день не сложилось однозначного и ясного понятия контроля. Например, по мнению Д.Н. Бахраха, контроль является важнейшим видом обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М., 2000. С. 608.
В широком понимании контроль необходимо рассматривать как разветвленную систему государственных и общественных институтов, как совокупность социальных механизмов, воздействующих на человеческое поведение с целью устранения его отклонения от общепринятых норм.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алексеев И.А. Муниципально-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Ставрополь: Изд-во Ставропольского гос. ун-та, 2019.
2. Аляев А.В. Контроль в государственном управлении: становление интерпретационной модели // Власть. 2018.№ 5.
3. Архипов С.В. Проблемы разграничения контроля и надзора в сфере государственного управления // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2020. Т. 18. № 44.
4. Баксаляр Д.В. Динамика становления органов прокурорского надзора как института государственного управления в России // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2020. № 1.
5. Барциц И.Н. Ответственность власти. Власть, 2000. № 1; Барциц И.Н. Федеративная ответственность: конституционно-правовые аспекты // М.: Изд-во научно-образовательной литературы Российской экономической академии им. Плеханова, 2017.
6. Беляев В.П. Общественный контроль в современной России // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 6.
7. Беляев В.П., Боровский А.Б. Государственное управление и государственный контроль: общетеоретический аспект // Аграрное и земельное право. 2018. № 1.
8. Буравлев Ю.М. Виды юридической ответственности в системе государственной службы. М.: Юрист, 2018.
9. Бурмистров С.А. Общественные палаты - форма общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2020. № 4.