Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Финансовый менеджмент - это наука об управлении формированием, распределением и использованием средств, а также управлении финансо-выми отношениями.
Финансовое управление включает в себя объект управления и пред-мет управления.
Объектом управления является совокупность условий для осуществ-ления обращения капитала, денежного обращения и денежных потоков, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ
В формировании и развитии финансового менеджмента как науки можно выделить четыре этапа .
Этап 1. На Западе давно возникла необходимость сознательной, це-ленаправленной деятельности в области управления финансово-экономическими процессами.
Однако его начали реализовывать в теории и на практике только начиная с пятидесятых годов девятнадцатого века (что можно считать началом истории финансового управления). Известный американский экс-перт по финансовому управлению Евгений Брай ассоциирует рождение финансового менеджмента как самостоятельной научной дисциплины с ше-стидесятыми годами девятнадцатого века.
До этого времени сами предприятия управляли финансами. Их опыт не мог быть эффективно применен во всех отраслях промышленности, ис-пользован в любой ситуации без исключения. Знание было эмпирическим. Развитие государственного управления было медленным. После начала первого этапа формирования финансового управления экспериментальные научные инструменты постепенно вытеснялись наукой. С его помощью необходимо было организовать использование ограниченного объема ка-питала для определения наиболее эффективных способов управления определенными видами ресурсов.
Выделение финансового управления в качестве независимой научной дисциплины было обусловлено рядом предпосылок. Ниже приведены ос-новные из них:
- Во второй половине девятнадцатого века экономическое развитие субъектов хозяйствования стало приобретать все более массовые масшта-бы. Перед крупными предприятиями остро встала необходимость исполь-зования новых подходов к формированию и распределению ресурсов, ор-ганизации финансовых услуг;
- К этому времени была создана теория финансов, ставшая основой для развития новой науки .
Задачами финансового управления на данном этапе развития были разработка общих принципов анализа деятельности предприятий, управ-ление дебиторской задолженностью и запасами, разработка механизмов мотивации персонала, создание инструментов для эффективного управле-ния производством, выявление источников и форм привлечения капитала в процесс создания новых фирм и предприятий.
Таким образом, на Западе финансовый менеджмент на начальном этапе его формирования не учитывал специфику компаний и их развитие. Были разработаны только научные подходы и наиболее общие методы решения ключевых проблем финансового управления.
В истории формирования теоретических и практических основ фи-нансового управления в России существует три этапа:
1-ый этап - до Октябрьской революции;
2-й этап - с Октябрьской революции до начала периода перестройки в России;
3-й этап - с начала девяностых до наших дней .
Рассмотрим первый этап, положивший начало формированию тео-рии финансового управления в России.
До Октябрьской революции в 1917 году в России существовали две области знаний, ставшие основой современной науки финансового управ-ления:
• финансовые расчеты;
• анализ баланса
Финансовые расчеты возникли с момента возникновения капитали-стических отношений, но в независимой области знаний стали выделяться с девятнадцатого века. В то время все финансовые расчеты назывались «коммерческие вычисления» или «коммерческая арифметика». Быстрый экономический рост, наблюдаемый в европейских странах, во многом свя-зан с широким распространением коммерческих знаний.
Актуальность и важность коммерческого образования понимали не только финансисты, но и государственные деятели России. В конце пятиде-сятых годов девятнадцатого века в главных центрах российского государ-ства начали открываться коммерческие школы, школы торговли, курсы. Россия за период с 1896 по 1906 год открыла более ста пятидесяти доро-гих коммерческих школ, многие из которых были созданы за счет частных лиц.
Основой коммерческой науки была коммерческая арифметика, при-менение которой всегда определяет любые финансовые и торговые опера-ции. Курс коммерческой арифметики включал метод оплаты счетов (дис-конт и дисконтирование), методику расчета процентов (простые и сложные проценты), методологию расчета процентных ценных бумаг и акций и ме-тодологию расчета обменных курсов для финансовых операций (кратко-срочные и долгосрочные депозиты и займы).
В области коммерческих вычислений наиболее известными россий-скими экономистами являются Лунский Н.С., Гончаров P.M., Вайсманн Р.Я., Малешевский Б. Ф., Кауфман И.И., Светлов К.И.
Анализ баланса - это второе направление, являющееся частью ос-новной структуры финансового управления, появившейся в девятнадцатом веке. В первую очередь, следует отметить вклад А.К. Рошаховского, став-шего первым российским бухгалтером, действительно оценившим роль экономического анализа и его связь с бухгалтерским учетом. В двадцатых годах прошлого века теория балансовой науки и, в частности, методоло-гические основы построения и анализа баланса в своих работах оконча-тельно сформулировали Блатова Н.А., Николаев И.Р., Рудановский А.П., Бахчисарайцев Г.А. и другие .
Начало второго этапа развития финансового менеджмента на Западе характеризовалось завершением индустриализации. Темпы роста пред-приятий ускорились. Необходимо систематически менять использование ресурсов. Постоянно разрабатывались новые методы финансового управ-ления. Поэтому основные цели финансового управления при переходе от первого этапа к второму включают разработку критериев, показателей и контрольных показателей, которые могут обеспечить эффективное исполь-зование ресурсов. Эти критерии были вначале наиболее общим и позволи-ли руководству предприятий определить общие принципы стратегии раз-вития финансового управления.
На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков существовали серьез-ные причины (например, накопление капитала и ускорение его концентра-ции, рост экономического потенциала в развитых странах, централизация в руках крупных монополий), требовавшие поиска новых форм и методов маневрирования финансовыми ресурсами.
В связи с активным ростом числа акционерных обществ и усилением роли финансового капитала в это время финансовому рынку был предан мощный финансовый импульс развития. Это потребовало расширения и углубления форм финансовых связей между предприятиями и основными субъектами этого рынка, развития новых механизмов финансовых отно-шений между ними.
Результатом всего вышесказанного стала смена подходов к решению задач мотивации персонала. Из-за концентрации капитала появляется ряд крупных предприятий, мотивация сотрудников, для которых это была трудная задача. На первый план вышли новые разработки ученых в обла-сти мотивации персонала.
Следует отметить, что задача поиска эффективных методов мотива-ции персонала является общей для всех этапов развития финансового ме-неджмента, но подходы к ее решению изменились в зависимости от меня-ющейся экономической ситуации и развития науки.
Таким образом, на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков была сделана первая попытка научного обобщения накопленного опыта управ-ления, и начались основы для научного управления компаниями, что свя-зано с именами Анри Файоля и Фредерика Тейлора, который посвятил свою работу разработке научных подходов к эффективной мотивации пер-сонала.
На втором этапе развития финансового управления появились такие области, как Школа статистического финансового анализа (шестидесятые и восьмидесятые годы девятнадцатого века) и Школа многовариантных ана-литиков (семидесятые - девяностые годы девятнадцатого века) . Основная идея представителей первого направления заключалась в том, что анали-тические коэффициенты, рассчитанные по финансовой отчетности, полезны только при наличии критериев с пороговыми значениями, из которых можно сравнить эти коэффициенты. Сторонники школы многомерных аналитиков исходили из идеи построения концептуальных основ, основы-вающихся на существовании бесспорной связи частных коэффициентов, характеризующих финансовое состояние и эффективность текущей дея-тельности компании.
ВЫВОДЫ
Развитие финансового менеджмента как науки в России началось в девяностых годах прошлого века. Необходимость перехода к системе ры-ночных отношений заставила руководство предприятий и правительство Российской Федерации изменить тактику и стратегию финансового управ-ления. Финансовый менеджмент стал основополагающим фактором в определении дивидендной и инвестиционной политики организации.
В течение этого периода отечественные теоретики и практические работники пытались адаптировать западные методы финансового управ-ления для использования в переходной экономике России.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бaлaбaнoв, И. Т. Oснoвы финaнсoвoгo менеджментa [Текст] / И. Т. Бaлaбaнoв. – М.: Финaнсы и стaтистикa, 2014. – 528 с.
2. Блaнк, И. А. Финaнсoвый менеджмент [Текст]: учеб. курс / И. a. Блaнк. – Киев: Никa-Центр Эльгa, 2012. – 528 с.
3. Бригхем, П. О. Финaнсoвый менеджмент [Текст]: пoлный курс: пер. с aнгл. / пoд ред. Л. Тaненски , В. В. Кoвaлевa. – СПб.: Экoнoмическaя шкoлa, 2015. –Т.1. - 497с.
4. Вaльтер, О. Э. Финaнсoвый менеджмент [Текст] / О. Э. Вaльтер, Е. Н. Пoнеделкoвa, Д. А. Кoрнилин – М.: Кoлoс, 2012. – 176 с.
5. Финaнсoвый менеджмент : теoрия и прaктикa [Текст] : учебник / пoд ред. Е. С. Стoянoвoй. – М.: Перспективa, 2009. – 656 с.
6. Финaнсoвый менеджмент [Текст]: учеб. для вузoв / Н. Ф. Сaмсoнoв, Н. П. Бaрaнникoвa, А. А. Вoлoдин и др.; пoд ред. Н. Ф. Сaмсoнoвa. – М.: Финaнсы, ЮНИТИ, 2014. – 495 с.