Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В наш современный век широкое распространение получает франчайзинг. Франчайзинг – это деловое сотрудничество, в результате которого две стороны заключают между собой договор, при котором одна из сторон предоставляет другой стороне готовую бизнес-модель на право на использования своего товарного знака, бизнес-план и при этом подробно описывает все процессы и дает консультации по управлению.
Слово «франчайзинг» - произошло от французского слова, в переводе означающее льгота или привилегия. Впоследствии этим словом стали пользоваться англоязычные государства. В современной России этот термин получил название «коммерческая концессия» или «договор коммерческой концессии», таким образом, франчайзинг стал неотъемлемой частью в современном бизнесе.
В современном Мире предпринимателей возникает необходимость в расширении географии реализации своей продукции, а также повышении эффективности и уменьшении издержек производства. Кроме того, возникают сложности при взаимодействии малого и крупного бизнеса. Для решения проблем и повышения рентабельности предприниматели используют все новые экономические механизмы. Сегодня одним из таких механизмов является работа по франшизе, которая позволяет объединить преимущества как малого, так и крупного бизнеса и тем самым увеличить прибыль.
В данной контрольной работе мы более подробно разберем его общие признаки и познакомимся с оценкой характеристик франчайзинговой системы.
1. Общие признаки, составляющие франчайзинг
Каждый бизнесмен хочет быть успешным в своей нише, для этого он должен иметь четкое представление сущности франчайзинга, его разновидности, структуры, преимущества, а также уметь просчитать риски при его использовании. Франчайзинг может рассматриваться как способ доставки продукции, оказание каких-либо или услуг потребителю, а также может быть способом развития бизнеса и завоевания рынка путем кооперации материальных и финансовых средств нескольких предприятий. Также он может рассматриваться также и как заключенное соглашение, при котором производитель, имеющий свою товарную марку, дает право пользования своей продукций или услугой стороннему лицу в в обмен на получение от них платежей при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.
Во франчайзинге, как уже отмечалось, участвуют две группы бизнесменов. Тот, кто предоставляет это право (франшизу), называется «франчайзер». Он, как правило, имеет многолетний опыт ведения бизнеса, развил свою систему, а также имеет свой товарный знак. Он точно знает, как просчитать все риски и выйти на реальную прибыль. Он может быть как физическим, так и юридическим лицом. «Франчайзи» - это лицо, которое покупает право на ведение бизнеса (франшизу) под именем или торговой маркой франчайзера и, таким образом, получает возможность открывать новые предприятия и добиваться успеха в своей нише. Может быть также как физическим, так и юридическим лицом, которое является платежеспособным и выполняет все условия франчайзера по использованию его торговой марки или бренда.
Более подробно разберем общие признаки, составляющие франчайзинга:
-франчайзинг предполагает собой наличие двух сторон соглашения (договора):
- франчайзера и франчайзи;
-франчайзер является владельцем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля, патента, идеи, авторского права и аналогичных прав. Применяя российскую терминологию, франчайзер является правообладателем;
-франчайзер, являясь правообладателем, передает свои права франчайзи на определенных условиях. Франчайзи ведет свою предпринимательскую деятельность используя товарный знак франчайзера, пользуется его репутацией на рынке товаров (услуг), а также идентифицируется с франчайзером по фирменному стилю;
-франчайзер всегда является в единственном числе; франчайзи, работают по договору с франчайзером , их, как правило может быть как один, так и несколько, т.е. франчайзи-это круг предпринимателей, работающих по одной методике. Целью франчайзинга является ведение своего бизнеса, цель сетей – реализация большего количества товаров (услуг) с привлечением нибольшего количества участников;
-для успешного ведения бизнеса франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки, регулирует деятельность франчайзи с целью сохранения репутации на рынке, но при этом не нарушает его юридической и экономической самостоятельности;
- франчайзи пользуется правами франчайзера не безвозмездно, он за эти услуги платит определенную сумму.
Франчайзинг - как правило, регулируется главой 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации «По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д.»
Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).
Согласно статьи 1027 Гражданского Кодекса Российской Федерации, сторонами по договору коммерческой концессии могут выступать не только коммерческие организации, но и граждане, которые зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей .
Рассмотрим какие типы договоров могут заключаться в рамках франчайзинга: договор коммерческой концессии,
-договор поставки,
-агентский договор,
-договор лицензирования,
-договор товарного кредита,
-договор ответственного хранения,
- договор купли-продажи, и еще несколько других.
Франчайзинговый договор - договор, по которому одна сторона (правообладатель) передает другой стороне (пользователю) за соответствующую плату и на определенный или неопределенный срок права на использование фирменного наименования, на коммерческую информацию, на товарный знак, знак обслуживания и т.д. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Паушальный взнос – это твердо зафиксированная единовременная выплата франчайзору, которая прописана в договоре сумма, за которую предприниматель передает права на использование бренда, товарного знака и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс РФ. – М.: Юрайт, 2014.
2. Налоговый кодекс РФ. – М.: Ось – 89, 2014.
3. Земляков, Д. Н. Франчайзинг: интегрированные формы
организации бизнеса: учеб. пособие/ Д. Н.Земляков, М. О. Макашев. – М.:
ЮНИТИ –ДАНА, 2008.
4. Сосна С. А. Франчайзинг: Коммерческая концессия /С. А. Сосна,
Е. Н Васильева. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2009.
5. Ишина, Л. Н. Франчайзинг как способ ведения бизнеса в России.
Л. Н. Ишина , Г. В. Пономаренко – М.: Экономика, 2010.
6. Вагутин С.В., Тришин М.Е. Франчазинг и другие модели быстрого
роста. СПб, Питер, 2013.
7. Смирнова Н и др. Масштабирование бизнеса. Создаем
франчайзинг в розничной торговле. СПб, Питер, 2013.
б) дополнительная
8. Довгань, В. В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса/
Довгань. В. В. – ТОЛЬЯТИ, ДОКА-ПРЕСС, 1994.
9. Стажкова, М. М. Договор франчайзинга: правовые основы, учет и
налоги/ М. М. Стажкова. – М.: НАЛОГ-ИНФО, 2007.
10. Стивен Спинелли – мл. и др. Франчайзинг. Путь к богатству –
М.: Издательский дом «Вильямс», 2007.
11. Колесников, В. А. Построение франчайзингового бизнеса. Курс
для правообладателей и пользователей франшиз / В. А. Колесников. –
СПб.: Питер. 2008.
Интернет ресурс: https://www.gd.ru/articles/9896-dogovor-franchayzinga