Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Философия всегда занимала особое место в системе гуманитарных дисциплин. Овладение философским наследием человечества помогает научиться самостоятельно мыслить, иметь собственное, а не заимствованное мнение. Это не значит, что можно судить обо всем «со своей колокольни», будучи некомпетентным в проблеме. Самокритичность и сомнение в собственных знаниях всегда необходимы человеку. Это защищает его от высокомерия, делает готовым к диалогу, позволяет ему с уважением относиться к другому взгляду и другой позиции. Вся история философии является живым диалогом великих личностей, благодаря чему изучение ее становится школой критического мышления.
Для философов, какими бы разными ни были их идейные позиции, присущи определенные общие ценности, принципы жизни и философствования: свобода от обывательских предрассудков, жажда истины, критическое отношение к привычным, расхожих мнений, стремление подняться над мелочами жизни, утилитарной пользой и т. д. Согласно легенде, когда Пифагор пришел в один из греческих городов, то на вопрос владыки этого города, кто он такой, ответил: «Философ, означающий «любомудр». Пифагор сравнивал жизнь с Олимпийскими играми, где среди толпы присутствующих можно различить три группы: первые приходят для борьбы и соревнований, другие - торговать, а третьи, которые мудрые, довольствуются наблюдением и созерцанием – они ищут истину.
Философия учит терпимости к чужой позиции, к чужим убеждениям, что так необходимо в наше время. Причем, такая терпимость, толерантность основана не на компромиссе ради самого компромисса и не на несостоятельности выбрать собственную позицию (мы часто терпимы к чужому мнению тогда, когда у нас нет собственного). Толерантность, которую воспитывает философская культура, базируется на утверждении суверенности личности другого человека, на признании отличия пережитого опыта и неповторимости духовного мира каждого.
Философия является свободным, критическим, основанным на принципах разума рассуждением о мире и человека, осознанием самих основ человеческого существования. Философия должна стать школой мышления и школой свободного диалога с другими людьми и культурой человечества.
Цель работы: рассмотреть философию и ее роль в обществе.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Объем работы: 15 страниц печатного текста.
Количество использованной литературы: 6 источников.
1. Предмет и структура философского знания
Философия как исторический тип мировоззрения возникает примерно в VII-VI вв. до н. э. «Философия» (по некоторым сведениям, это слово ввели античные философы – пифагорейцы, возможно сам Пифагор) буквально означает «любовь к мудрости». Человека великих знаний и разума называли в те времена обычно «софос» – мудрец. Мудрец - это человек, обладающий «софией», мудростью. Создатели философии скромно назвали себя любителями мудрости. Мудростью же, считали они, владеют только боги .
Историческое возникновение философии было связано с двумя источниками. Одним из них является совокупность развитых мифологических представлений. Философия начинается с критики и разрушения традиционных религиозно-мифологических представлений, но одновременно именно на них опирается и от них отталкивается. От мифологии философия перенимает и продолжает мировоззренческую проблематику.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев П. В. Философия: учеб. / П. В. Алексеев, П. В. Панин, А. В. Панин. - М.: ТК Велби, Проспект, 2015. - 159 с.
2. Дунаева Н.Н. Философия / Н. Н. Дунаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 160 с.
3. Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. – М.: Политиздат, 2014. – 672 с.
4. Спиркин А. Г. Философия: Учебник / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2016. – 366 с.
5. Философия: учеб. пособие для высших учебных заведений / отв. редактор В. П. Кохановский. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 362 с.
6. Философия: учебник / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, МО РФ. - М.: Юрайт, 2018. - 561 с.