Фрагмент для ознакомления
2
1. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ходе просветительской деятельности, которая должна проводиться в виде лекций и семинаров, люди, которые не удовлетворены своей жизнью, могут получить важную теоретическую и практическую информацию о методах и формах удовлетворения базовых психологических потребностях, которые описываются в теории самодетерминации. К таким потребностям относятся автономия, компетентность и связанность с другими.
В ходе проведения просветительских мероприятий слушатели могут узнать:
– что такое базовые психологические потребности личности;
– в какой сфере жизни их можно развивать;
– что происходит с человеком, имеющим острую неудовлетворенность базовых психологических потребностей;
– какие существуют методы удовлетворения базовых психологических потребностей, которые можно использовать без специального образования.
В процессе реализации той части программы, которая посвящена просветительской деятельности, каждый слушатель может получить индивидуальный план самостоятельной работы в направлении повышения уровня удовлетворенности базовых психологических потребностей, которая должна быть составлена после проведения беседы или диагностики и выявления проблемных зон.
Каждый компонент программы может длиться несколько дней, целью такой программы является самостоятельное решение проблемы посредством получения теоретических знаний и практических умений, полученных в процессе просветительской работы.
2. ПРОГРАММА ПОЛУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОТРЕБНОСТИ В АВТОНОМИИ
Потребность в автономии является центральной в теории самодетерминации. Это желание человека самостоятельно организовывать свою жизнь, принимать решения, инициировать какую-то деятельность и отвечать за ее результаты.
В данном разделе представим 3-х дневную программу развития такой базовой психологической потребности как автономия.
День I. «День самостоятельности».
Начать день (должен быть выходной) можно с того, что выстроить себе четкий план действий на целый день. В этот день важно ни от кого не зависеть, все дела выполнять самостоятельно. Для начала можно приготовить себе завтрак, который будет отличаться от обычных завтраков: например, испечь себе на завтрак пирог с авокадо (если человек занимается домашним хозяйством в семье, для других он может приготовить обычный завтрак).
Далее нужно запланировать важное дело в соответствии со своими давними творческими или интеллектуальными потребностями. Например, пойти в книжный магазин и купить себе интересную книгу. Важно купить именно ту книгу, которую хочется, поэтому заранее важно отложить на ее покупку нужную сумму денег.
После обеда важно заняться собой. Это могут быть различные косметические процедуры, которые могут совершенствовать внешний вид, или просмотр научной программы, которая интересна по сфере деятельности или просто заинтересовала своим названием или трейлером.
В конце дня нужно сесть перед зеркалом и провести упражнение: «Что я умею и могу делать дома сам, без помощи других?». Важно взять лист бумаги или тетрадь и записать все, что придет в голову как ответ на данный вопрос.
День II. «День профессиональной гордости».
В этот день нужно тренировать автономию на работе. С самого начала рабочего дня важно постараться минимально общаться с коллегами и начальником, заняться теми делами, которые откладывались из-за их сложности или неприятности.
До обеда эти дела нужно закончить, чтобы оценить результат проделанной работы, написать отчет и сдать его начальнику (если требуется) или оставить у себя в столе.
На обед важно пойти не в столовую, как это происходит каждый день, а в кафе, где можно заказать необычное для себя блюдо, не жалея на это денег. Необходимо подумать о том, почему раньше не удавалось не жалеть на себя денег и покупать то, что хочется (записать в тетрадь результаты собственных размышлений).
В конце рабочего дня нужно написать себе
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алымова, С.А. Практическое применение теории самодетерминации: методические рекомендации / С.А. Алымова // Вестник Чувашского государственного университета. – 2020. – № 10. – С. 30–42.
2. Кузнецова, И.М. Базовые психологические потребности личности / И.М. Кузнецова. – Саратов: Паритет, 2021. – 240 с.
3. Туровская, И.Л. Практика самодетерминации / И.Л. Туровская. – Ханты-Мансийск: Звезда, 2020. – 460 с.