Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Кризисная для ребенка (подростка) ситуация наступает тогда, когда он не может самостоятельно, без чьей-либо помощи и поддержки с ней справиться. Результаты исследований говорят о негативном и разрушительном влияние кризисных ситуаций на психику детей, следствием чего может стать социально-психологическая дезадаптация и уход в другие виды замещающей деятельности, в том числе и асоциальные.
Оказавшегося в кризисной ситуации ребенка всегда характеризует:
- большая неуверенность и беспомощность. Это вызвано неудачными попытками сопротивления, столкновением с равнодушием или враждебностью окружающих людей и общества в целом, изменениями в восприятии себя, в системе самооценке, изменениями в отношениях;
- повышенная тревожность и страхи. Ребенок испытывает страх наказания, осуждения, обвинения, непонимания со стороны окружающих, попадания в незнакомую ситуацию;
- повышенная эмоциональность. Изменяется эмоциональная регуляция, нарушается самоконтроль, ребенок может испытывать чувство вины, гнев, депрессию, недоверие;
- ощущение давления и напряжения. В основе этого лежит необходимость совершать какие-то действия, причем быстро и безотлагательно;
- острая потребность в помощи и вмешательстве извне.
Целью данной работы является рассмотрение кризисных переживаний детей и подростков.
1 Общая характеристика кризисных переживаний в дошкольном и школьном возрасте
Кризисное состояние возникает на фоне переживаний, которые по силе и продолжительности превосходят имеющиеся регуляторные возможности ребенка, и вызывают нарушения соматических, психофизиологических, психологических и социально - психологических адаптационных механизмов. Кризисные переживания могут способствовать дизонтогенезу (нарушению развития, инфантилизации) и качественно менять личность ребенка/ подростка. Ситуации повышенного риска, предрасполагающие к возникновению реакций дезадаптации, можно представить следующим образом. Ранний и дошкольный возраст
1. Отсутствие или утрата чувства безопасности, защищенности: а) враждебная, жестокая семья; б) эмоционально отвергающая семья; в) не обеспечивающая надзора и ухода семья; г) утрата или болезнь близкого человека; д) негармоничная семья (распадающаяся, распавшаяся, ригидная, псевдосолидарная); е) чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека); ж) появление нового члена семьи (отчим, мачеха, брат, сестра);
з) противоречивое воспитание или смена его типа; и) чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).
2. Беззащитность из-за отрыва от семьи: а) помещение в чужую семью; б) направление в детское учреждение; в) госпитализация.
Школьный возраст (помимо ситуаций, упомянутых выше): а) невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, рекордсменом); б) переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи; в) неприятие семьей, детским коллективом, педагогами; г) неспособность справиться с учебной нагрузкой; д) враждебное отношение родителей, педагога; е) отрыв от семьи, смена школьного коллектива, перемена места жительства; ж) ситуация, опасная для здоровья (соматическое заболевание); з) заболевание с предполагаемым фатальным исходом.
2 Возрастные кризисы детей и подростков
Переживаемые детьми и подростками кризисы можно условно разделить на три основные группы: кризисы развития (возрастные кризисы); кризисы утраты и разлуки; травматические кризисы.
Возрастной кризис - это переходный период между возрастными этапами, который неизбежно переживается ребёнком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определенных стадий развития. В первую очередь этот вид кризиса обусловлен физиологическими сдвигами в организме ребёнка, морфофункциональными перестройками. Особенность протекания возрастного кризиса зависит от врождённых свойств нервной системы (темперамент), характера, индивидуальных, биологических и социальных отношений. Во время кризиса личность ребёнка, как открытая система, становится неустойчивой, даже на слабые раздражители отвечает неоправданно интенсивными откликами.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Афонин И. А., Психологические аспекты управления кризисной ситуацией в подростковом возрасте // Мир образования - образование в мире. — 2014. — № 4 (56). — С. 222-228
2) Денисенко А. Н., Кризис третьего года жизни ребенка как показатель процессов сепарации с матерью // Журнал практического психолога. — 2019. — № 3: Специальный выпуск: Опыт работы психологического центра по оказанию комплексной помощи семье на разных этапах ее развития. — С. 119-126.
3) Кунецова А., Агрессия - естественная реакция психики на дискомфорт // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2019. — № 12. — С. 44-46
4) Мельников А. А., Психологические аспекты поведения человека в кризисной ситуации // Вестник Университета Российской Академии Образования. — 2011. — N 1. — С. 102-105.
5) Шеманова Н. А., Особенности переживания возрастных кризисов развития мужчинами и женщинами : (по материалам художественных образов) // Психология зрелости и старения. — 2013. — № 2. — С. 88-101
6) Шмырева О. И., Сущность эмоционального развития личности в подростковом возрасте // Мир психологии. — 2013. — № 3. — С. 254-266.