Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Рождение теории познания произошло в период античной философии. У Аристотеля предметом познания является бытие. Практически любое знание берет свое начало с ощущений: то есть оно является тем, что может принимать форму чувственно воспринимаемых предметов непосредственно без их материи; при этом разум в единичном усматривает общее. Но при помощи исключительно одних ощущений и восприятий научное знание приобрести невозможно, так как все вещи обладают изменчивым и переходящим характером. В этом случае формами истинно научного знания выступают понятия, которые постигают сущность вещи. Аристотель, глубоко и детально разобрав теорию познания, написал труд по логике, сохраняющий свое значение и сегодня. В нем он разработал теорию мышления, а также его формы, суждения, понятия, наконец, умозаключения.
В наше время в философии начиная с середины ХХ в. возрастает интерес к проблемам познания и мышления. Это в первую очередь обуславливается активным развитием научно-технического прогресса, с достижениями в тех науках, которые занимаются исследованием интеллекта, мышления, наконец, с увеличением роли гуманитарного знания.
С позиции В.А. Лекторского, в последние десятилетия ХХ столетия постепенно стала формироваться неклассическая теория познания, от классической отличающаяся по всем базовым параметрам. Так, например, под непосредственным влиянием развития психологии и ряда других когнитивных наук заметным образом меняются взгляды исследований на субъектно-объектные отношения, представление, опыт, на сознание и мышление [8, c. 87]. Однако по-прежнему в познавательном процессе важное место занимает логическое осмысление.
В связи с этим рассмотрение темы «Сущность и природа познания» является актуальным.
1.Понятие познания, его предмет и объект
Познание для человека является жизненно важным процессом, а не просто одной из функций сознания. В обозначенном процессе человеческая активность представлена весьма многогранно. Практическая деятельность, или деятельность, которая материально преобразует мир, может в целом считаться следствием познания.
В наиболее широком смысле слова познание – это получение знаний как о себе, так и о мире. Данные знания практически всегда индивидуально окрашены, и невозможно полностью уравнивать сходные у разных людей элементы знаний. При этом философское осмысление процесса познания, а также его результатов (то есть знаний) имеет весьма продолжительную длительную историю. В процессе ее сформировался основной перечень проблем, решениями в той или иной мере в отдельной области философии.
В качестве главных вопросов в философском осмыслении познания выступают следующие: 1) Что именно человек познает? 2) Как конкретно происходит познание? 3) Что являет собой знание? 4) Каковыми являются виды знаний с неизменным учетом их жизненного предназначения? 5) Что представляет собой истина? 6) В чем суть познания? [7].
Все указанные выше в определенной степени мере становились базисом построения учений о познании в процессе исторического развития философской мысли. При этом понятия субъекта и объекта познания стали являться приоритетными в философии эпохи Нового времени и начали означать две противоположные по своему характеру стороны познавательного процесса, а именно: активную – субъект и пассивную – объект.
Необходимо указать, что проблема субъекта и объекта – это одна из наиболее давних в философии. Более отчетливо данные две стороны познавательного действия выделены были Р. Декартом. Начиная с ХVII –ХVIII столетий категории объекта и субъекта входят в широкий философский оборот.
Субъект – это человек, выполняющий ведущую роль в познании, несущий в себе главные характеристики познавательного отношения, формирующий цель и организующий ход познания. Субъект практически всегда предусматривает наличие соотносительной стороны – то есть объекта.
Объект – это нечто внешнее непосредственно для субъекта, отдельный фрагмент реальности – то есть материальной либо идеальной, на что ориентирована деятельность субъекта. Отождествлять объект с любой существующей вне нас действительностью нельзя. Объектом необходимо считать именно то в вещах, процессах и свойствах, что человек распознает в качестве интересующие его непосредственно в познавательном плане формы действительности. Кроме этого, Объекты – это отобранные согласно с обобщенным опытом человеческой жизни отдельные фрагменты бытия, имеющие смысл в человеческом освоении мира. Для человека они способны выступать более либо менее масштабными, более либо менее сложными и доступными.
Кроме этого, отношение субъекта к различным объектам равнозначным не может быть, однако ни одно отношение человека с миром без познавательного момента не строится. И практически всегда в данном отношении регулирующая роль отводится человеческому интересу. Субъект в качестве активной стороны познавательного процесса в первую очередь отличается наличием интереса. Иными словами, активной ориентации индивида в отношениях с миром на базе осознаваемой потребности. Интересы по своему внешнему выражению являют собой организованные в систему акты внимания.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Авербух, К.Я. Общая теория термина / К.Я. Авербух. – Иваново, 2014. – 252 с. – Текст: непосредственный.
2. Бородулина, Н.Ю. Метафорическая репрезентация экономических понятий как объект семиотического анализа: монография / Н.Ю. Бородулина. – Тамбов: Изд-во «Грамота», 2007. – 184 с. – Текст: непосредственный.
3. Зобова, М.Р. Философия: учебник / М.Р. Зобова, А.Ф. Родюков. – Санкт-Петербург: СПБ ГУТб 2012. – 111 с. – Текст: непосредственный.
4. Канке, В.А. Философия / В.А. Канке. – Москва: «Логос», 1996. – 422 с. – Текст: непосредственный.
5. Кацнельсон, С.Д. Содержание слова, значение и обозначение / С.Д. Кацнельсон. – Москва: Наука, 1965. – 110 с. – Текст: непосредственный.
6. Коэн, М. Введение в логику и научный метод / М. Коэн, Э. Нагель. – Москва: Социум, 2010. – 696 с. – Текст: непосредственный.
7. Куликова О.Б. Философия познания: анализ основных проблем. Общая характеристика методов научного познания: учеб.-метод. пособие / О.Б. Куликова.. – Иваново, 2008. – 90 с. – Текст: непосредственный.
8. Лекторский, В.А. Эпистемология классическая и неклассическая / В.А. Лекторский. – Москва: Эдиториал УРСС, 2001. – 256 с. – Текст: непосредственный.
9. Новейший философский словарь / под ред. В.Ф. Берков. – Минск, 1999. – 678 с. – Текст: непосредственный.
10. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / C.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – Москва, 1998. – 1042 с. – Текст: непосредственный.
11. Ростовцева, Т.А. Об основаниях научного познания / Т.А. Ростовцева. – Текст: непосредственный // Вестн. Красноярск. гос. аграрн. ун-та. – 2011. – № 3. – С. 67 – 72.
12. Степин, В.С. Структура теоретического знания и историко-научные реконструкции / В.С. Степин. – Текст: непосредственный // Методологические проблемы историко-научных исследований. – Москва: Наука, 2012. – С.144 - 150.
13. Суперанская, А.В. Общая терминология: Вопросы теории / А.В. Суперанская, Н.В. Подольская, Н.В. Васильева. – Москва: Наука, 1989. – 246 с. – Текст: непосредственный.
14. Умозаключение как форма мышления. – URL: http://www.xserver.ru/user/umozk/2.shtml. – (дата обращения: 28.11.2021). – Текст: электронный.
15. Фейрабенд, П. Как защитить общество от науки / П. Фейрабенд // Эпистемология и философия науки. – Москва, 2005. – C. 110 – 116. – Текст: непосредственный.
16. Философия: энциклопедический слов. / под ред. А.А. Ивина. – Москва: Гардарики, 2004. – 744 c. – Текст: непосредственный.
17. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. – 4-е изд. – Москва, 2011. – 846 с. – Текст: непосредственный.