Фрагмент для ознакомления
2
1. Классификация стоимости в оценке.
Стоимостная оценка бизнеса является центральным элементом концепции управления стоимостью. В рамках концепции управления стоимостью в оценке финансовых последствий важнейших управленческих решений учитывается вероятная динамика изменений внешней и внутренней среды деятельности предприятия. Важнейшей целью становится максимизация стоимости предприятия, а главной чертой корпоративного управления - устремленность в будущее.
Понятие “стоимость бизнеса” пришло в Россию из практики развитых стран с рыночной экономикой, в частности из США, где именно и получило наибольшее распространение. Особенностью экономики США является высокая степень развитости фондового рынка и высокий удельный вес акционерных обществ в структуре организационно-правовых форм деятельности предприятий. Поэтому значительную часть исследований в области оценки стоимости бизнеса выполнена именно с позиции оценки акционерного капитала. Следует признать, что оценка стоимости бизнеса предприятия, которые действуют в форме акционерного общества, как суммарной рыночной стоимости акций является достаточно узкой и не может использоваться для достижения различных целей оценки и определения различных видов стоимости бизнеса, в частности невозможно использовать такие методы для оценки стоимости малых предприятий.
Следующей проблемой является разница в реальной и бухгалтерской стоимости активов предприятия, последняя, как правило, несколько ниже. В свою очередь, для оценки некоторых типов активов необходимо применять специальные подходы и методики, что делает расчеты из стоимости бизнеса достаточно сложными и громоздкими.
Показатель стоимости предприятия применяется в практической деятельности в случаях :
- расчета цены, по которой можно приобрести предприятие или по которой будет происходить слияние с другой компанией;
- расчета пропорций обмена акций при объединении предприятий;
- установлении наиболее эффективного способа увеличения объема привлеченного капитала;
- расчета предела стоимости акций новой эмиссии;
- принятие решения о ликвидации предприятия;
- оценки интеллектуального капитала предприятия и тому подобное.
Основными элементами механизма управления стоимостью являются:
1. Оценка - оценка рыночной стоимости предприятия. Предполагается выбор модели и процедуры установления стоимости, отслеживание процесса создания стоимости. Оценку стоимости проводят с применением затратного, доходного и сравнительного подхода, позволяющего реализовать такие принципы управления стоимостью, как принцип полезности - способности удовлетворять потребности заинтересованных лиц; принцип замещения - учет поведения покупателей на рынке; принцип эффективного использования и ожидания - определяется размером экономических выгод; принцип вклада или предельной производительности - предполагает влияние на стоимость ключевых факторов.
Выбор методического подхода оценки стоимости зависит от цели проведения оценки, допускается также комбинация представленных подходов. Так, затратный подход предусматривает определение текущей стоимости с последующей корректировкой ее на сумму износа при использовании принципов полезности и замещения (этот подход применяют при оценивании чистых активов). Доходный подход базируется на принципах наиболее эффективного использования, ожидания и предусматривает оценку стоимости, исходя из возможностей приносить доход; этот подход применяют при определении стоимости бизнеса, при определении стоимости предприятия, а также, когда будущие чистые доходы или денежные потоки будут примерно равны текущим или темпы их роста будут умеренными и предсказуемыми.
Сравнительный подход применяют при определении стоимости имеющегося предприятия или такого, чья деятельность только начинается и связана с выводом на рынок принципиально нового продукта.
2. Определение ключевых факторов стоимости, влияющих на процесс ее генерирования. Традиционно под факторами стоимости понимают параметры деятельности предприятия, способствующие формированию величины его стоимости. Необходимо исследовать не только материальные факторы функционирования предприятия в операционной деятельности (объем и цена продаж, производительность труда, производственная мощность, степень использования основных фондов и т.д.), в финансовой деятельности (ликвидность активов, финансовый рычаг, налоговая ставка, объемы собственного и привлеченного капитала, устойчивость функционирования предприятия и т.д.) и в инвестиционной деятельности (объем и рентабельность инвестиций в производство, в научно-исследовательскую работу и в брендинг, наличие инвестиционных проектов тому подобное). Необходимо также исследовать и анализировать нефинансовые факторы, что является формированием финансовых показателей и имеют долгосрочный характер, среди них - уровень конкуренции в отрасли, надежность поставщиков, деловая репутация, прозрачность и открытость информации, уровень корпоративного управления и социальная ответственность, интеллектуальный капитал как совокупность знаний и навыков персонала, его квалификации, способности персонала к новаторству, система ценностей, культура и философия компании. Во время исследования ключевых факторов стоимости необходимо также учитывать условия развития отрасли, где функционирует предприятие и его особенности, что способствует принятию лучших управленческих решений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акобян Т. А. Зарубежный опыт формирования методологический основ доходного подхода к оценке стоимости бизнеса / Т. А. Акобян // Инновационная наука. - 2016. - №4. - С. 8-9.
2. Генералов Д. А. Сравнительная характеристика к оценке стоимости бизнеса / Д. А. Генералов, Ю. А. Герасина // Экономические системы. - 2017. - том 10. - № 3 (38). - С. 45-49.
3. Гилева Е. К. Сравнительная характеристика методов сравнительного подхода к оценке стоимости предприятия (бизнеса) / Е. К. Гилева // Интеграция республики Крым в систему экономических связей Российской Федерации: теория и практика управления: тезисы доклада на конференции. - Симферополь: Диайпи. - 2016. - С. 22-23.
4. Демьяненко М. М. Методы и проблемы сравнительного подхода к оценке стоимости бизнеса / М. М. Демьяненко // ASPECTU. - 2017. - № 1 (14). - С. 77-81.
5. Козлова Т. А. Особенности применения затратного подхода при оценке стоимости предприятия (бизнеса) / Т. А. Козлова // Научные исследования: ключевые проблемы III тысячелетия: сборник трудов конференции. - М.: Проблемы науки. - 2018. - С. 47-54.
6. Молина Н. А. Подходы и методы к оценке стоимости бизнеса в современных условиях / Н. А. Молина // Актуальные проблемы финансирования и налогообложения АПК в условиях глобализации экономики: сборник трудов конференции. - Пенза: Пензенский государственный агарный университет. - 2017. - С. 101-105.
7. Пиняева А. Е. Оптимизация структуры капитала предприятия // Политика, экономика и инновации. - 2016. - № 8 (10). - С. 1 - 7.
8. Самсонов Р. А. Комплекс имущества как производный объект в оценке стоимости бизнеса / Р. А. Самсонов // Управление современной организации: опыт, проблемы и перспективы. - 2017. - № 2 (8). - С. 181-200.
9. Семендеев В. С. Оценка финансовой устойчивости организации на основе соотношения собственного и заемного капитала (на примере ПАО «Транснефть») // Вестник науки и образования. - 2018. - Том 2. - № 1 (37). - С. 59-62.
10. Симонова Н. Ю. Анализ и оптимизации методологии в рамках подходов к оценке стоимости бизнеса / Н. Ю. Симонова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2014. - № 3 (11). - С. 31-35.
11. Татаринцева Я. П. Подходы, принципы оценки стоимости компаний и факторы, влияющие на точность оценки / Я. П. Татаринцева // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник трудов конференции. – Пенза: ИП Гуляев Г. Ю. – 2017. – С. 89-92.
12. Терновых Е. В. Формирование эффективного механизма управления финансами предприятия на основе левериджа // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2017. - № 2 (53). - С. 186-196.
13. Ткаченко Е. А. Применение концепции рычагов для оценки эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал промышленных предприятия // Экономическое возрождение России. - 2017. - № 3 (53). - С. 57-66.
14. Тихомирова И. Р. Влияние манипулирования финансовой отчетностью на оценку стоимости бизнеса / И. Р. Тихомирова // Академическая публицистика. - 2017. - №12. - С. 272-282.
15. Ходыревская В. Н. Методологические подходы к оценке стоимости бизнеса / В. Н. Ходыревская, М. А. Меньшикова // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014. - № 8. - С. 22-26.