Фрагмент для ознакомления
2
1. Эвристические методы решения задач
Разработка управленческих решений для нетиповых, обычно творче-ских, задач — довольно трудное занятие. В управленческой практике та-ких задач довольно много. Это обусловлено переменами, которые сопро-вождают производственную деятельность. Обычно такие задачи решаются постепенно путем обсуждения, концентрации идей, развития новых подхо-дов и стимулирования мышления. Множество открытий и изобретений сделано при коллективном обсуждении или с их подачи, известные слова «эврика» и «эвристика» дали название этому методу. Эвристический метод представляет проверенные временем способы нахождения и реализации различных решений путем общения, переговоров и т. д. Часто нужное ре-шение приходит руководителю не на рабочем месте, а на какой-нибудь встрече. Метод основан на логике, здравом смысле и опыте, при которых выявляется новая существенная информация. Он используется при недо-ступности или отсутствии условий для использования формализованных методов принятия управленческих решений и практически целиком отно-сится к искусству в управленческой деятельности. Наиболее распростра-ненные разновидности [3, c. 33, c. 64]:
1) Метод «мозгового штурма предложен американским ученым и психологом Алексом Ф. Осборном. Он обратил внимание на то, что одни люди хорошо «генерируют» новые идеи, но плохо справляются с их ана-лизом, и наоборот: некоторые люди больше склонны к критическому ана-лизу идей, чем к их «генерации». Осборн предложил разделить этапы ге-нерирования идей и их анализа. Одна группа, получив задачу, должна только выдвигать идеи. Другая группа только анализировать выдвину-тые идеи. Алгоритм вкратце таков: отбор участников; сообщение пробле-мы, которую предстоит решить; собственно штурм - получить как можно больше идей; этап анализа. N-ное количество идей получено. Теперь пред-стоит выбрать самые «многообещающие», перспективные идеи, и развить их. Одно из наиболее важных преимуществ мозгового штурма заключает-ся в том, что во время мозгового штурма поощряется творческое мышле-ние, причем генерирование идей происходит в условиях комфортной творческой атмосферы. Необходимо выделить также недостатки мозгового штурма. В связи с тем, при мозговой атаке поощряется генерирование лю-бых идей, даже фантастических, зачастую его участники уходят от реаль-ной проблемы. Кроме того, метод не гарантирует тщательную разработку предлагаемой идеи.
2) Метод коллективного поиска оригинальных идей базируется на следующих закономерностях и соответствующих им принципах. Первая закономерность и соответствующий ей принцип сотворчества в процессе решения творческой задачи состоит в том, что руководитель группы, опи-раясь на демократический стиль общения, поощряя фантазию, неожидан-ные ассоциации, стимулирует зарождение оригинальных идей и выступает как их соавтор. Вторая закономерность и соответствующий ей принцип доверия творческим силам и способностям друг друга. Все участники вы-ступают на равных: шуткой, удачной репликой руководитель поощряет малейшую инициативу членов творческой группы. Третья закономерность и принцип - использование оптимального сочетания интуитивного и логи-ческого. К несомненным достоинствам этого метода следует отнести то, что он уравнивает всех членов группы, так как авторитарность руковод-ства в процессе его применения недопустима. Недостатки и ограничения метода заключаются в том, что его применение позволяет выдвинуть, найти творческую идею в самом общем виде. Метод не гарантирует тща-тельную разработку идеи. Он также неприменим или имеет ограничения в применении, когда творческая задача требует больших предварительных расчетов и вычислений.
3) Метод эвристических вопросов известный также как метод «ключе-вых вопросов». Его целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся информации в самом процессе решения творческой задачи. Еще древнеримский философ Квинтилиан рекомендовал всем крупным политическим деятелям для сбора достаточно полной информации о ка-ком-либо событии поставить перед собой следующие семь ключевых (эв-ристических) вопросов и ответить на них: кто? что? зачем? где? чем? как? когда? Достоинство метода в его простоте и эффективности. Недостатки и ограничения: он не дает особо оригинальных идей и решений и, как дру-гие эвристические методы, не гарантирует абсолютного успеха в решении творческих задач.
4) Метод многомерных матриц, также известный как метод «морфо-логического ящика» или метод «морфологического анализа». Исходная идея в решении творческих задач заключается в следующем. Поскольку новое очень часто представляет собой иную комбинацию известных эле-ментов (устройств, процессов, идей и т.п.) или комбинацию известного с неизвестным, то матричный метод позволяет это сделать не путем проб и ошибок, а целенаправленно и системно. Таким образом, метод многомер-ных матриц базируется на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в процессе матричного анализа исследу-емой проблемы. Достоинство: он позволяет решить сложные творческие задачи и найти много новых, неожиданных, оригинальных идей. Недо-статки и ограничения: даже при решении задач средней трудности в мат-рице могут оказаться сотни вариантов решений, выбор из которых опти-мального оказывается затруднительным.
5) Метод инверсии представляет собой один из эвристических мето-дов творческой деятельности, ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего про-тивоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом. Он базируется на закономерно-сти и соответственно принципе дуализма, диалектического единства и оп-тимального использования прямых и обратных процедур творческого мышления. Несомненным достоинством метода инверсии является то, что он позволяет развивать диалектику мышления, отыскивать выход из, каза-лось бы, безвыходной ситуации. Его недостатком и ограничением является то, что он требует достаточно высокого уровня творческих способностей, базисных знаний, умений и опыта.
6) Метод Дельфи представляет собой многоуровневую процедуру анкетирования с обработкой и сообщением результатов каждого тура экспертам, работающим изолированно друг от друга. Экспертам предлагаются вопросы и формулировки ответов без аргументации. В ответах могут быть числовые оценки параметров, которые обрабатываются в целях получения средней и крайних оценок. Экспертам сообщаются результаты обработки первого тура опроса с указанием расположения оценок каждого. При отклонении оценки от среднего значения эксперт ее аргументирует. Во втором туре эксперты изменяют свою оценку, объясняя причины корректировки. Результаты обрабатываются и сообщаются экспертам. При отклонениях оценок от среднего значения эксперты комментируют их. Туры повторяются, пока оценки не станут стабильными. При опросе сохраняется анонимность ответов экспертов, что исключает конформизм.
7) Метод дерева решения применяется в ситуации, в которой результаты одного решения влияют на последующее решение. Ветви дерева представляют альтернативы выбора, а разветвление отражает возможные результаты действию, каждому из которых приписывается определенная вероятность возникновения. Важной чертой этого метода является сочетание и смена так называемых «разветвлений решения» и «разветвлений ожидания».
8) В эвристических методах значительно выделяется SWOT-анализ (аббревиатура включает в себя такие понятия как strength (сила), weakness (слабость), opportunity (возможность), threats (риски и ограничения). SWOT-анализ представляет собой разновидность экспертных методов, которая является очень эффективной при разработке решений для динамичных систем, которые хорошо управляемы, но зависят от внутренних и внешних факторов. К недостаткам SWOT-анализа относят: не дает четких числовых показателей или руководств к действию: результаты представлены в виде качественного описания, без количественных параметров; статичная картинка; нет временной динамики — требует постоянного обновления.
2. Методы факторного анализа в стратегических исследованиях
Факторный анализ – комплексное и системное изучение и измерение воздействия различных факторов на величину результативных показателей. Может использоваться для оценки эффективности конкретного бизнеса. Выделяют [1, c. 72, с. 134]: