Фрагмент для ознакомления
2
В рамках данной работы проведен анализ теоретических практических аспектов использования программного обеспечения в информационных системах организаций. Внедрение регламентов управления информационными ресурсами в деятельность компании позволит обеспечить возможности своевременного реагирования на возникновение инцидентов, минимизировать продолжительность отсутствия доступа к услугам связи, что в конечном итоге позволит свести к минимуму убытки, связанные с эксплуатацией ИТ-оборудования и программного обеспечения.
Специфика деятельности компаний, использующих корпоративные информационные систем, как правило, связана с необходимостью работы в высококонкурентном сегменте рынка или необходимостью бесперебойного предоставления услуг в электронном формате. Одним из механизмов сокращения себестоимости предоставляемых услуг является внедрение информационных технологий, специфика функционала которых максимально соответствует функционалу специалистов. Таким образом, повышение эффективности работы достигается за счет внедрения программного продукта, обладающего минимальной стоимостью эксплуатации и внедрения, но при этом позволяющего в максимальной степени обеспечить выполнение технологических операций специалистами компании.
Цель работы: анализ структуры корпоративных информационных систем и методологий управления ими.
Объект исследования – корпоративные информационные системы.
Предмет исследования – анализ основных направлений повышения эффективности управления объектами корпоративной ИТ-инфраструктуры.
Задачи исследования:
анализ влияния информационных технологий на развитие современного общества;
анализ факторов, влияющих на эффективность использования объектов ИТ-инфраструктуры;
анализ основных проблем, связанных с эксплуатацией объектов ИТ-инфраструктуры;
определение проблематики стандартизации и сертификации объектов ИТ-инфраструктуры;
определить основные направления решения проблем обеспечения эффективности использования объектов ИТ-инфраструктуры;
определить основные направления по решению проблем взаимодействия подразделений компаний в рамках эксплуатации ИТ-инфраструктуры.
1. Классификация информационных систем
Информационные системы представляют собой взаимосвязанную совокупность средств, методик и персонала, участвующего в процессе хранения, обработки и выдачи данных в процессе достижения поставленных целей.
Рассмотрим принятую в настоящее время классификацию информационных систем.
Классификация информационных систем производится по различным критериям. Проведем описание наиболее часто используемых способов классификации.
Классификация по масштабам
По масштабам информационные системы можно разделить на [15, с.80]:
одиночные ИС;
групповые ИС;
корпоративные ИС.
В групповых и корпоративных системах существенно возрастают требования к надежности функционирования и защиты данных. Обеспечение данных свойств производится путем поддержки целостности данных, ссылок и транзакций в системах управления базами данных (далее СУБД).
Использование одиночных информационных систем, как правило, производится на автономных персональных компьютерах без использования сетевых технологий. Данная система может включать простые приложения, связанные общим информационным фондом, и предполагает работу одного пользователя или группы пользователей, разделяющих по времени одно рабочее место. Создание приложений подобного типа производится с использованием настольных или локальных систем управления базами данных.
Работа с корпоративными информационными системами производится в компаниях со сложной филиальной структурой, что предполагает необходимость наличия механизмов по поддержке территориально разделённых узлов или сетей.
Архитектура корпоративных информационных систем, как правило, является иерархической, включающей несколько уровней. Для указанных систем характерно использование клиент-серверных систем, что предполагает наличие специализации серверов, либо многоуровневой архитектуры. При разработке систем указанного типа могут использоваться те же серверы баз данных, что в процессе разработки сетевых программных решений. При этом базы данных больших объёмов используют профессиональные системы от Oracle, DB2 и Microsoft SQL Server.
Классификация по сфере использования
По областям использования информационные системы, классифицируются на [5]:
ИС, используемые для обработки транзакций;
Системы поддержки принятия решений;
Информационно-справочные системы;
Системы, использующие офисное ПО.
Системы по обработке транзакций классифицируются по величине временных затрат на обработку данных, на пакетные и оперативные информационные системы. ИС организационного управления применяют режим оперативности при обработке данных – OLTP, что необходимо для обеспечения соответствия предметной области в режиме реального времени, а процесс пакетной обработки информации занимает весьма ограниченную часть. Системы OLTP используют регулярные (возможно, интенсивные) потоки достаточно простых транзакций, соответствующих предметным областям по обработке заказов, платежей, запросов и т.п. Необходимые требования при работе систем подобного типа [20, с.38]:
высокая производительность при обработке транзакций;
гарантированность доставки данных при удаленном доступе к базе данных с использованием телекоммуникационных каналов.
Системы по поддержке принятия решений – DSS являются специфическим типом информационных систем, в которых с применением ряда запросов проведена реализация задач по отбору и анализу данных в различных контекстах: временном, пространственном и др.
Обширный класс информационно-справочных систем включает гипертекстовые документы и файлы с мультимедиа контентом. Системы такого типа используют ресурсы сети Интернет.
Системы, использующие офисное программное обеспечение, связаны с задачами по переводу документов на бумажных носителях в электронный вид, автоматизацией технологий по обработке документации, включая системы электронного документооборота.
Разделение информационных систем по способу организации реализовано следующим образом [15, c.96]:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аврунев О. Е., Стасышин В. М. Бизнес-информатика. [Текст] учебное пособие: / О. Е. Аврунев, В. М. Стасышин. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2018. – 121с.
2. Ахметов И. В., Карабельская И. В., Губайдуллин И. М., Сафин Р. Р. Управление ИТ-сервисами. [Текст] учебное пособие. - Уфа: Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015. - 67 с.
3. Бабиева Н. А., Раскин Л. И. Автоматизация ИТ-сервисов на предприятиях. [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. А. Бабиева, Л. И. Раскин. – М.: Инфра-М, 2018. – 208 с.
4. Баранников Н. И., Яскевич О. Г. Использование ITIL для управления службой технической поддержки [Текст] : учебник / Н. И. Баранников, О. Г. Яскевич. - Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2014. - 237 с.
5. Баранчиков А. И. Управление ИТ-инфраструктурой организаций [Текст] : учебник / А. И. Баранчиков. - Рязань: РГУ, 2019. - 219 с.
6. Беляева Т. М. Информационные технологии в юридической деятельности[Текст] : учебник /Беляева Т. М., Кудинов А. Т., Пальянова Н.В. - Москва: Проспект, 2018. - 349 с.
7. Беляева Т. М., Кудинов А. Т., Пальянова Н. В. Информационные технологии в юридической деятельности [Текст] : учебник /Беляева Т. М., Кудинов А. Т., Пальянова Н.В. - Москва: Проспект, 2018. - 349 с.
8. Бурый А. С. Организация службы технической поддержки [Текст] : учебник / А.С. Бурый. - Москва: Горячая линия - Телеком, 2016. - 128 с.
9. Васильков, А.В. Информационные системы и их безопасность [Текст] : Учебное пособие / А.В. Васильков, А.А. Васильков, И.А. Васильков. - М.: Форум, 2018. - 528 c.
10. Гагарин А. Г., Костикова А. В. Проектирование информационных систем[Текст] : учебное пособие. - Волгоград: ВолГТУ, 2015. – 57 с.
11. Головкова А. С. Информационные системы управления взаимоотношениями с клиентами [Текст] : учебное пособие / А. С. Головкова. - Белгород: Изд-во Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2015. - 96 с.
12. Гордиков В. В. Как руководить call-центром [Текст] : учебник / Виктор Гордиков. - Москва: Омега-Л, 2015. - 76 с.
13. Данелян Т. Я. Информационные технологии в юридической деятельности [Текст] учебно-методический комплекс / Т. Я. Данелян. - Москва: МЭСИ, 2016. - 283 с.
14. Данелян Т. Я. Организация эксплуатации ИТ-инфраструктуры [Текст] : учебно-методический комплекс / Т. Я. Данелян. - Москва: МЭСИ, 2016. - 283 с.
15. Зимин, В.В. Управление жизненным циклом ИТ-сервисов в системах информатики и автоматизации (лучшие практики ITIL) [Текст] : учебное пособие / В. В. Зимин. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2018. – 499 с.