Фрагмент для ознакомления
2
1. Современная философия и как теоретико-методологическая основа специальной педагогики.
2. Этические основания специальной педагогики.
3. Понятие об этике и морали как определяющие категории специальной педагогики. Гуманистическая этика как основа современного отношения социума к людям с ОВЗ.
4. Инновационные процессы системы специального (дефектологического) образования
5. Компоненты готовности к педагогическому труду в спецшколах.
6. Профессиограмма учителя спецшколы.
7. Профессиональная компетентность педагога специального образования.
8. Становление и развитие системы подготовки кадров дефектологов.
9. Обоснование необходимости специальной профессиональной подготовки педагога для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
10. Основные сферы и содержание профессиональной деятельности педагога системы специального образования.
11. Подготовка специальных педагогов и психологов в системе среднего и высшего профессионального образования. Современные специальности в сфере специальной педагогики.
12. Профессиональные вредности и противопоказания для желающих работать в сфере специального образования.
13. Педагогическая технология как системный педагогический проект.
14. Современная мультимедийная дидактика: особенности реализации в системе специального (дефектологического) образования.
15. Особенность эвристическое обучения в системе специального (дефектологического) образования.
16. Творческая деятельность педагога – фактор введения в педагогический процесс инноваций.
17. Специфика организации проектной деятельности в системе специального (дефектологического) образования
18. Охарактеризуйте билингвистическую педагогическую систему обучения глухих.
19. Охарактеризуйте коммуникационную систему обучения глухих языку.
20. Специальное (коррекционное) учреждение 5 вида.
21. Профессиональная ориентация, система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью.
22. Содержание обучения и воспитания в специальной школе 5 вида.
23. Специфика организации и содержания воспитательного процесса в специальной школе 5 вида.
24. Логопедия как наука – основные категории
25. Особенности усвоения знаний детьми с тяжелыми нарушениями речи.
26. Особенности логопедической работы в общеобразовательных школах.
27. Логопедический пункт
28. Жизненные перспективы детей с нарушениями психофизического развития.
29. Современная школьная система специального образования в России
30. Современное состояние дошкольного специального образования в России.
1. Современная философия как теоретико-методологическая основа специальной педагогики.
Специальная педагогика тесно связана с такими науками как: история; философия; педагогика; психология; физиология; медицина; социология; лингвистика и т. д.
Философия является фундаментом педагогики, так как в основе любой педагогической теории лежат те или иные философские концепции.
В связи с этим при исследовании проблем специальной педагогики выделяются следующие мировоззренческие аспекты в соответствии с разделами философии: онтологический, гносеологический, аксиологический, философско-антропологический, историко-философский, социально-философский [14].
Великие мыслители прошлого высказывали свои воззрения на здоровье и воспитание.
Гераклит: "Болезнь делает приятным и благим здоровье".
Платон: "Здоровье и красота живого существа — в соразмерности души и тела";
Аристотель: "Для счастливой жизни важно избегать крайностей, которыми являются испорченность, злобность, тупость и др."
Д. Дидро. "Интеллектуальные идеи и нравственные понятия человека тесно связаны с устройством его тел и состоянием органов чувств".
Современные западные философы, идеи которых повлияли развитие специальной педагогики: представители экзистенциализма — К. Ясперс, А. Ка Ж.П. Сартр; психоаналитики - 3. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг; постмодернисты - М. Фуко, Ж. Делез и др.
2. Этические основания специальной педагогики.
Аксиологический подход, одно из мировоззренческих основа¬ний специальной педагогики, невозможен без определения той системы ценностей, в рамках которой он реализуется. Поэтому стоит обратиться к рассмотрению этических оснований, отра¬жающих гуманистические позиции современной общей и специ¬альной педагогики.
Этика (от греч. ethos — обычай, привычка) — философская дисциплина, изучающая нормы и правила человеческого поведе¬ния, обязанности людей по отношению друг к другу, к обществу, родине, государству, т.е. учение о моральных, нравственных ценностях и поступках человека. Мораль, по сути, является практиче¬ской реализацией этических норм и принципов отдельными людь¬ми, их группами и социальными институтами [1].
Такие способы поведе¬ния или обычаи, традиционно сохраняемые и одобряемые, во¬площающие в себе важные для сообщества жизненные образцы (например, уважительное отношение к старшим, ответная бла-годарность, помощь слабому и др.), получили название «этос» — то, что стало привычным в отношениях между людьми, по всеми признается обязательным и одновременно обычным. Каждый человек рождается и начинает свою жизнь в системе сло¬жившегося в данной культуре этоса.
Специальная педагогика чрезвычайно зависима от этики, так как последняя определяет место человека с ограниченными воз¬можностями в существующей системе ценностей. Именно ею обус¬ловлены его личностные и социальные права (на жизнь, на сво¬боду, независимость, образование, на уважительное отношение к его человеческому достоинству, участие в социальной жизни и др.), в согласии с которыми выстраиваются соответствующие этим ценностям и правам образовательные структуры.
Профессионально-педагогическая деятельность в системе спе¬циального образования невозможна без ценностного отношения и к самому процессу, и ко всем его участникам, в первую очередь к людям с ограниченными возможностями и их семьям. Гумани¬стическая этика поддерживает профессионально-педагогический нос специального образования, находя свое выражение в про¬фессиональной деонтологии специального педагога.
3. Понятие об этике и морали как определяющие категории специальной педагогики. Гуманистическая этика как основа современного отношения социума к людям с ОВЗ.
Современная гуманистическая социокультурная парадигма опи¬рается также на концепцию этики жизни, в разработку которой внесли вклад многие мыслители и философы прошедшего столе¬тия. Среди них выделяются жизнь и воззрения знаменитого не¬мецко-французского мыслителя, врача, теолога, музыковеда и миссионера, лауреата Нобелевской премии мира А. Швейцера (1875-1965).
Свои взгляды он изложил в трудах «Философия культуры I: Упадок и возрождение цивилизации» и «Философия культуры II: Культура и этика» (1923).
Жизнь, согласно А. Швейцеру, самое сокровенное из того, что создала природа, и поэтому требует к себе величайшего уважения. «Этика благоговения перед жизнью, — писал ученый, — не дела¬ет различия между жизнью высшей или низшей, более ценной или менее ценной»[25].
Швейцер развил систему этических принципов, которую он назвал «Почтение к жизни». «Определение этики, — размышляет врач и просветитель, — представляется мне таким: то, что поддерживает и продолжает жизнь, — хорошо; то, что повреждает и нарушает жизнь, — плохо. Глубокая и всеобщая этика имеет зна¬чите религии. Она и есть религия».
Гуманистическая этика жизни утверждает, что все люди при¬надлежат единому человеческому сообществу вне зависимости от ми о, могут они что-либо дать ему или нет, удовлетворяют они определенным критериям, установленным извне, или нет. Такая концепция рассматривает жизнь любого человеческого существа как единственную и неповторимую в этом мире цен¬ность, признает его право на жизнь вне зависимости от того, на сколько пострадала человеческая сущность вследствие дефекта или нарушения в развитии, а также безусловное право на образование и специальную помощь в соответствии с особыми потребностями человека.
В основе этой этической концепции лежат принцип безгранич¬ного уважения к дару жизни и ее суверенности, приятие всякой че¬ловеческой жизни, недопущение снижения ценности ни одного живого существа. Такое уважение должно быть безусловным и ка-цчоричным и исходить из изначально заданных личностной цен¬ности и суверенности каждого.
Подтверждение и развитие этой концепции присутствуют в подходе, базирующемся на феноменологии, пред¬ложенном французским философом Э.Левинасом (1998). Этот под¬ход получил название этики от другого {«Я—Ты»), приобретаю¬щей огромную значимость для социальных отношений, включаю¬щих и людей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности.
Этот подход, пишет О. Шпек, начинается с позитивного при¬нятия образа другого (Ты) таким, каков он есть на самом деле, — реального, а не приукрашенного. Установка (позиция), состоя-шля в том, чтобы видеть и принимать другого, обязывает человека (меня) взять на себя без колебаний, без ожидания взаимности обязательство отвечать за него, помогать ему. Это — спонтанный, непреднамеренный импульс заботы, предшествующий всякой рефлексии и рациональности. В его основании лежит не абстракт¬ное осознание ценности жизни вообще, а принятие любого чело¬века, в облике которого читается просьба: «Не причиняй мне вреда! Помоги мне!» Тот, кто действительно способен обращать взор на другого, не может не воспринимать это его «послание», «запрос». Моральный императив, побуждающий к нравственному поступку, исходит не от Я, а от Ты. О. Шпек называет такую позицию этикой долга, или деонтологической этикой.
Примером взаимосвязи «Я— Ты» служит отношение матери к своему новорожденному ребенку, которого она принимает и лю¬бит без всяких условий. Родившийся малыш первичен со всеми своими потребностями во внимании, уходе, от него исходят им¬пульсы, побуждающие мать заботиться о нем.
Важным моментом становится сущностная основа такой по¬мощи. Если для помогающего его поступок (или поведение) яв¬ляется самоцелью, то это безнравственно, ибо человек, получаю¬щий помощь, оказывается зависимым от нее, а значит, несво¬бодным. Поэтому помощь должна быть прежде всего направлена на то, чтобы человек в дальнейшем мог помогать себе сам, по-мощь должна осуществляться ради достижения человеком самопо¬мощи. Э. Левинас так разъясняет эту мысль: «Другой обладает смыс¬лом еще до того, как я придам ему этот смысл. Следовательно, я не могу претендовать на какую-либо власть над ним, в том числе и давать ему определения. Я не могу "заполучить его в свою соб¬ственность", чтобы им распоряжаться».
Еще более определенно высказывается А.В.Суворов: «Работая с детьми-инвалидами и относительно здоровыми, я переосмыс¬лил соотношение милосердия и гуманности (человечности). Они, с одной стороны, противопоставляются друг другу: в случае ми¬лосердия человек — пассивный объект обслуживания, а в случае гуманности — активный и даже главный решатель собственных проблем при поддерживающем соучастии окружающих людей и сам такой же дружественный соучастник решения проблем других людей, т.е. принцип милосердия — обслуживание, а принцип гу¬манности — взаимопомощь. С другой стороны, они соотносятся как ступени (этапы или периоды) конкретизации человечности, восхождения от обслуживания к взаимопомощи...».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алмазова, А.А. Специальное (дефектологическое) образование в России [Электронный ресурс] : концептуально-методологические основы / Алмазова А. А. - Москва : ПАРАДИГМА, 2014. - 160 с. - ISBN 978-5-4214-0032-5 : Б, ц. Книга находится в базовой версии ЭБС I PR books.
2. Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов. Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», № 8, 2010, с. 16 – 21.
3. Волкова, К. А. Методика обучения глухих детей произношению / К.А. Волкова, В.Л. Казанская, О.А. Денисова. - М.: Владос, 2008. - 224 c
4. Гаджимагомедова Т. Проблемы познавательной деятельности детей с ЗПР // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – С. 302
5. Груздева М.Л., Козицын А.Л. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 7. – С. 102-106;
6. Долгих Л.Ю. Олигофренопедагогика. Часть II. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Л.Ю. Долгих – Иркутск: Аспринт, 2016. – 212 с. [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л. Ю. Долгих. - ЭВК. - Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2010. - Режим доступа: ЭЧЗ "Библиотех". - Неогранич. доступ.
7. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.// Начальная школа. 2005.
8. Коняева Н.П., Никандрова Т.С. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 200 с
9. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2004.
10. Королева И.В., Янн П.А. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов.К.,2011.
11. Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития. - М.: Изд-во Института коррекционной педагогики РАО, 2006. - 16 с.
12. Матросова Т.А. Совместная работа логопеда и воспитателя в группах для детей с нарушениями речи // Логопедия. № 4(8), 2007.
13. Назарова Н.М., Моргачёва Е.Н., Фуряева Т.В. Сравнительная специальная педагогика.- М., 2011.
14. Наумов, А. Л. История и философия специальной педагогики и психологии [Электронный ресурс] : курс лекций для магистрантов / Наумов Л, А, - Пермь ; Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014. - 100 е. - Б. ц. Книга находится в базовой версии ЭБС TPRbooks
15. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология - 3-е изд., стер. [Электронный ресурс] / Т.Г. Неретина, - Москва : Флинта, 2014.-376с,:пл. ISBN 978-5-9765¬ 0127-0: Б.ц, http://ibooks.ru/reading.php7short- l&isbn 978-5-9765-0127-0
16. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М.: Эгвес, 2004. 120 с.
17. Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта: хрестоматия: учеб. пособие /сост. Л. Ю. Долгих. – Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2009. – 278 с
18. Основы специальной психологии [Текст] : учеб. пособие / под ред. Л. В, Кузнецовой. - 7-е изд., стер. - Москва : Изд. центр «Академия», 2010. - 479, [1] с. (Среднее профессиональное образование, Педагогическое образование). Библиогр. в конце глав. - ISBN 978-5-7695-7591- 4 (в пер,) : 54230 р., 449.90 р, Экземпляры всего: 40
19. Пенин Г.Н., Кораблева Л.В., Пономарева З.А., Красильникова О.В. Воспитание учащихся нарушением слуха в специальных образовательных учреждениях.- СПб., 2006.
20. Пятница, Т. В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. - М.: Феникс, 2013. - 176 c.
21. Ридецкая, Специальная психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ридсцкая О. Г. - Москва : Евразийский открытый институт, 201 1, - 352 с. -ISBN 978-5-374¬ 00536-3 : Б, ц. ЭБС «IPRBOOKS»
22. Слепович, Е. С. Специальная психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / Слеповин 15. С. - Минск : Выппйшая школа, 2012. - 51 1 с. - ISBN 978-985-06-2186-3 : Б. ц. ЭБС «IPRBOOKS»
23. Солондаев, В. К.. Специальная психология [Текст] : учеб. пособие / В. К. Солондаев. - Ярославль : ЯрГУ, Б. г.. -112 с; пет. - ISBN 978-5-8397-0628-6 ; Б. ц. http://rucont.ru/efd/207103
24. Современные исследования специальной психологии: проблемы и перспективы инклюзивного образования / под ред. С. Б. Башмаковой, Н. В. Лаптевой. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2014.
25. Специальная педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Т. Г. Богданова, С. А. Морозов]; под ред. Н. М. Назаровой. — 11-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 384 с. — (Сер. Бакалавриат).
26. Специальная психология [Текст] : учеб, для студентов вузов / иод пел,. В. И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - Москва : Изд. центр «Академия», 2009. - 556, [4] с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 978-5-7695-5553-4 (в пер.) Экземпляры всего: 112
27. Шашкина Г.Р., Зернова Л.Г. Логопедическая работа с дошкольниками. - М.: 2007. С. 78
28. Шаповалова О. Е. Психолого-педагогическая поддержка эмоционального развития умственно-отсталых школьников: пособие для психологов, учителей и воспитателей шк. VIII вида: для студ. коррекционно-пед. спец. - М., 2007.
29. Яковлева И.М. Формирование профессиональной компетентности учителя-олигофренопедагога: монография. - М.: Изд-во «Спутник+», 2009. - 220 с
30. Козберг, Г. А. Формирование профессиональной компетентности учителя в первоначальной