Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В 2021 г. самостоятельному научному направлению в гуманитарных и общественных науках в России – гендеру и гендерным исследованиям исполняется тридцать два года. Активное изучение результатов развития этого направления, подведение первых итогов и обобщение опыта, пришлось на первое десятилетие гендерных исследований. В последующее двадцатилетие новой российской истории этот процесс замедлился и не был отмечен какими-то значимыми изысканиями.
Предметом исследований гендера являются существующие в социуме представления о социокультурных, психологических, поведенческих и различиях в ролевом поведении между мужчинами и женщинами, а точнее, представления о специфике мужчин и женщин, их отличительных чертах. Эти представления получили в исследовательской литературе обозначение «маскулинности» (мужественности) и «фемининности» (женственности). В гендерном подходе под маскулинностью и фемининностью понимаются нормативные социальные представления мужчин и женщин, а также поведенческие сценарии.
Связанные с культурой различия ролей в социуме мужчин и женщин исторически инициируют непонимание на разных ступенях коммуникации. Интересно, что во взаимном непонимании мужчина более склонен оценивать женщину исходя из своих личных убеждений и оценок.
Целью данной работы является рассмотрение теории и методологии современных гендерных исследований.
Задачи:
- рассмотреть сущность гендера;
- описать методологию современных гендерных исследований.
1 Гендер и гендерная проблематика
Современная социальная наука различает понятия «пол» и «гендер»: Пол–это обозначение анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчина или женщина.
Гендер – одно из центральных и основных понятий современного социума. Исследования, посвященные гендеру и применению знаний о нем в современном обществе, ведутся давно. На протяжении долгого времени анализу данной проблемы уделялось пристальное внимание, поскольку данный термин конкретизирует функции, задачи и роли, которые предписаны мужчинам и женщинам социумом. С середины прошлого столетия различия между ролями в обществе и поведенческими моделями мужчин и женщин стали предметом масштабных научных междисциплинарных исследований.
Сам термин «гендер» вошел в научный оборот с 60-х гг. ХХ в. В этот период наблюдается рост гендерных исследований на фоне роста конфликтов, связанных с половыми различиями, когда их разрешение перешло в социальную, экономическую, политическую и культурно-цивилизационную плоскость. В гендерную онтологию проникает радикальный феминизм. Суть столкновения гендерных и феминистских воззрений – нетрадиционное, радикальное расчленение образов вещей и явлений, доселе трактовавшихся как концептуально целостные. Мыслительное и символическое расчленение коснулось не только образов мужского и женского, но и самих полов.
Исторический опыт России, СССР и Российской Федерации вносит в эту закономерность свои особенности и специфику. Гендерная проблематика, до определенного времени не самая популярная и привлекательная в гуманитарных и исторических исследованиях, тем не менее была весьма востребованной в российском обществе. Ее присутствие в жизни, экономике, политике и культуре было очень заметным в условиях, когда общество и его элиты не видели потенциала к развитию в традиционных институтах поддержания гибких отношений между женщинами и мужчинами, когда делалась ставка на обновление общества и его базовых ценностей.
В гендере и гендерных исследованиях, как можно предположить, интеллектуалы разных убеждений и практик стали искать способ объяснить причины возникновения трудностей и ответы на вызовы времени не только с точки зрения современности, но и в разрезе исторических эпох.
Гендер и гендерные исследования тогда оказывались не единственным, не самым знаковым, но достаточно привлекательным и востребованным фактором.
В 2003 г. исследователь Дашкова Т.Ю. опубликовала статью «Гендерная проблематика: подходы к описанию», с содержанием которой можно познакомиться на сайте «История повседневности». В своей статье автор пишет: «В настоящем же хочется верить, что появление работ, лежащих в русле гендерной историографии, в которых воплощается новое восприятие истории – как процесса, как дисциплины, как формы устроения знания, – дает все основания надеяться на то, что «полезные категории анализа» будут в нашей науке все более востребованными»
Вот почему исследователи ищут взаимосвязь гендерной теории и практики с историческим знанием , обращаются к событиям из истории государств и обществ, повседневной жизни мужчин и женщин из разных социальных групп, из отношений матерей и отцов.
Не позднее 2000 г. Ллойд Демоз, директор Института психоистории в Нью-Йорке, посчитал интригующим, актуальным и, разумеется, естественным вопрос: «Но кто же в исторических групповых фантазиях отец и кто мать?» При этом сам замечает, что ответ вряд ли будет столь же очевиден .
Как видим, и различия природного свойства между мужчинами и женщинами, и статус материнства и отцовства, и отношения господства и подчинения в различиях женского и мужского начал пронизывают весь строй умственной работы, все стороны самой жизни.
Но уже в ХХ в., веке социальных революций в мире и в СССР, теоретики социального конструктивизма поставили под сомнение природное происхождение различий между людьми и стали объяснять их социально-культурными и цивилизационными процессами. В непримиримой схватке сцепились представители «биологии как судьбы» и идеологи «гендерного равенства», а по существу – «гендерного неравенства». Схватка воззрений, теорий, концепций, подходов, методов анализа в публичной и научной среде по части гендерной проблематики продолжается. При всех успехах в развитии гендера как научного направления ни одна из наук не обеспечила прорыва в концептуальной проработке этого феномена , историческая наука не исключение.
В 2000 г. журнал «Общественные науки и современность» знакомит читателей со статьей З.А. Хоткиной «Гендерным исследованиям в России – десять лет». Название статьи уже говорит о главном замысле автора. В работе предпринята попытка подвести итоги десяти лет в жанре исследовательского эссе на основе личного опыта. В незамысловатой манере автор поделился происходящим «в российском женском движении и гендерных исследованиях в последней декаде ХХ века» .
Надо думать, из этой статьи перекочевала и в другие издания идея, что публикация в 1989 г. в журнале «Коммунист» статьи А. Посадской, Н. Римашевской и Н. Захаровой «Как мы решали женский вопрос» стала своего рода «программным документом начальной стадии нового направления в науке и общественном женском движении». Как к
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Дашкова Т.Ю. Гендерная проблематика: подходы к описанию. URL: http://www.el-history.ru/node/431 (дата обращения: 07.12.2021).
2) Гендерная теория и историческое знание: материалы Второй научно-практической конференции 3–4 октября. - Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2005.
3) Ллойд Демоз. Психоистория. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
4) Пушкарёва Н.Л. Что такое «гендер»? (Характеристика основных концепций) // Гендерная теория и историческое знание: материалы Второй международной научно-практической конференции. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2005. С. 19-25
5) Хоткина З.А. Гендерным исследованиям в России – десять лет. URL: https://studfi les.net/preview/407327/(Дата обращения: 07.12.2021).
6) Безрукова А.А. Гендерные исследования в России: проблемы становления и развития. URL:https://cyberleninka.ru/article/v/gendernye-issledovaniya-v-rossii-problemy-stanovleniya-i-razvitiya(Дата обращения: 07.12.2021)
7) Кочкина Е. Гендерные исследования в России: генезис, достижения и перспективы 28 лет // VII Социологическая Грушинская конференция… URL: https://wciom.ru/fi leadmin/fi le/nauka/grusha2017/prez/5_kochkina.pdf.
8) Соломатина И. История «гендерного маршрута» (2005–2015, Беларусь) // Международная конференция. Гендерные сюжеты в культуре и СМИ на постсоветском пространстве. Гендерная цензура как элемент культуры. Преодоление сексизма. Гендер и интернет. 11–12 апреля 2016 года. - М.: [Б.и.], 2016. С. 81–98. URL: https://coollib.net/b/411969/read (Дата обращения: 07.12.2021).
9) Пушкарёва Н.Л. Что такое «гендер»? (Характеристика основных концепций) // Гендерная теория и историческое знание: материалы Второй международной научно-практической конференции. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2005. С. 20
10) Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. Уч. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2017. 191 с.