Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………. 5
1. Обоснование существования многообразия видов шкал измерений 5
2. Области применения шкал и возможности преобразования данных различных шкал………………………………………………………… 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 13
Список литературы…………………………………………………….. 15
Фрагмент для ознакомления
2
При моделировании сложной системы возникают проблемы, решить которые можно лишь на основе количественной оценки ее состояния. Под оценкой понимают результат, получаемый в ходе процесса сопоставления качественных или количественных характеристик (состояния) исследуемой системы со значениями соответствующих шкал, называемых измеритель-ными шкалами. Для измерения же с той или иной погрешностью использу-ется шкала. Шкала - сопоставление результатов измерения какой-либо ве-личины и точек числовой прямой. Современное общество ориентировано на высокие технологии, которые опираются на высокую точность исполне-ния отдельных операций. Например, для изготовления современной мик-роэлектроники необходимо наносить линии толщиной в несколько мик-рон. Такая точность в технике повышает требования к точности и в других сферах. Поэтому при решении исследовательских задач необходимо заду-мываться о мере точности ожидаемых результатов. Решение этой задачи в точных науках связано с понятием погрешности измерений. Погрешность измерения оценка отклонения измеренного значения величины от её ис-тинного значения.
Оценка сложных систем может проводиться для разных целей. Во-первых, для оптимизации выбора наилучшего алгоритма из нескольких, реализующих один закон функционирования системы. Во-вторых, для идентификации определения системы, качество которой наиболее соот-ветствует реальному объекту в заданных условиях. В-третьих, для приня-тия решений по управлению системой. Под оценкой понимают результат, получаемый в ходе процесса, который определен как оценивание.
Выделяют четыре этапа оценивания сложных систем:
Этап 1. Определение цели оценивания. В системном анализе выделя-ют два типа целей:
Качественной называют цель, достижение которой выражается в но-минальной шкале или в шкале порядка;
Количественной называют цель, достижение которой выражается в количественных шкалах. Определение цели должно осуществляться отно-сительно системы, в которой рассматриваемая система является элементом (подсистемой).
Этап 2. Измерение свойств систем, признанных существенными для целей оценивания. Для этого выбираются соответствующие шкалы измере-ний свойств и всем исследуемым свойствам систем присваивается опреде-ленное значение на этих шкалах.
Этап 3. Обоснование предпочтений критериев качества и критериев эффективности функционирования систем на основе измеренных на вы-бранных шкалах свойств.
Этап 4. Собственно оценивание. Все исследуемые системы, рассмат-риваемые как альтернативы, сравниваются по сформулированным крите-риям и в зависимости от целей оценивания ранжируются, выбираются, оп-тимизируются и т.д.
Цель работы изучить понятие и классификацию измерительной шкалы для оценивания параметров систем.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие измерительной шкалы.
2. Проанализировать классификацию и основные виды измеритель-ных шкал.
3. Сделать компаративный анализ сравнительных шкал.
В процессе выполнения реферата использовались следующие мето-ды: метод индукция и дедукция, сравнение и др.
Источниками информации для написания работы явились учебники, периодические издания по теме исследования, научные труды таких уче-ных, как Владимиров И. Ю., Стивенс С., П. Ф. Веллеман, Л. Уилк.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Обоснование существования многообразия видов шкал измерений
Рассмотрим некоторый объект или систему, число различимых со-стояний которой или число классов эквивалентности конечно. Каждому классу может быть установлено обозначение, отличающееся от обозначе-ний иных классов. В этом случае суть измерения будет в том, чтобы после эксперимента над объектом, установить принадлежность результата к со-ответствующему классу эквивалентности, а затем записать эту операцию с использованием индекса, обозначающего этот класс. Такая шкала получи-ла наименование номинальной, классификационной или номинативной.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Веллеман, П. Ф. Уилкинсон Л. Типологии номинальных, ординаль-ных, интервальных и относительных шкал вводят в заблуждение / Cоцио-логия: 4М. 2011. № 33. С. 166-193
2. Маслак, А. А. Теория и практика измерения латентных переменных в образовании : монография / А. А. Маслак. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 255 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01451-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451106 (дата обращения: 19.12.2021).
3. Общая психология : ощущения и восприятие : практикум / сост. : И. Ю. Владимиров, А. В. Чистопольская ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидо-ва. — Ярославль : ЯрГУ, 2019 — 88 с.
4. Прокопчина С. В. Принципы и методические аспекты построения шкалы с динамическими ограничениями для измерений в условиях не-определенности // Мягкие измерения и вычисления, 2018. № 3(4). С. 4-15
5. Юхманов А. Д., Зандер Ф. В. Исследование метода измерения рас-хождения шкал времени станций спутникового мониторинга по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем // Наукосфера, 2021. №6(1). С. 249-257