Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
1 Сущность и функции межличностного конфликта 4
2 Личностные факторы возникновения конфликтов 6
3 Семейные межличностные конфликты: определение, способы поведения. Предупреждение семейных конфликтов 11
4 Виды конфликтов в обучении 13
Заключение 19
Список используемой литературы 20
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
«Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения», — писал Антуан де Сент–Экзюпери. Но почему же люди не всегда ценят эту роскошь? Почему конфликтуют, взаимодействуя друг с другом?
К далекой древности, а именно к идеям и трудам античных и древнекитайских мыслителей, относятся первые попытки научного объяснения конфликта. Так, выдающийся древнегреческий философ Гераклит рассматривал конфликт как обязательный атрибут человеческого общества. По его мнению, общество без конфликтов существовать не может, поскольку все в мире рождается только через вражду и распри. Конфликты как следствие неравенства между людьми, вражды, ненависти их друг к другу трактуют конфликт Платон и Аристотель. Подобную мысль высказывает и древнекитайский философ Конфуций, утверждая в своих многочисленных трактатах, что конфликты порождаются неравенством и «непохожестью» людей, а также их многочисленными пороками: упрямством, лестью, корыстолюбием, себялюбием и т.д.
Целью данной работы является рассмотрение сущности межличностного конфликта.
1 Сущность и функции межличностного конфликта
Под межличностными конфликтами понимаются открытые столкновения взаимодействующих субъектов по причине появления противоречий, которые выступают в качестве противоположных целей, и не совместимы в какой-то определенной ситуации .
Межличностный конфликт появляется в ходе взаимодействия между двумя и более лицами. Является наиболее распространенным видом конфликтов, во время которого субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения прямо, лицом к лицу. Ими могут быть охвачены как сослуживцы, так и самые близкие люди.
В межличностном конфликте каждый субъект пытается защитить свое мнение, доказать другой стороне то, что она не права, в итоге личности применяют взаимные обвинения, прибегают к нападкам друг на друга, словесно оскорбляют и унижают друг друга. Такое поведение вынуждает субъектов конфликта проживать острые негативные эмоциональные переживания, еще больше обостряющие взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки.
Существует три этапа протекания межличностного конфликта :
• предконфликт: на данном этапе возникает объективная проблемная ситуация, происходит осознание данной ситуации и предпринимаются попытки решения ее неконфликтными способами;
• конфликт: уравновешенное противодействие и окончание конфликта;
• послеконфликтная ситуация: в итоге происходит нормализация отношений.
В любой ситуации причиной появления межличностного конфликта выступает возникновение противоречий (объективных или мнимых). В результате появления несовпадения во взглядах, суждениях людей по самым различным явлениям, наступает ситуация спора. В итоге, из-за появления угрозы в отношении одной из участников, возникает конфликт-ная ситуация.
Характерной чертой конфликтной ситуации является наличие у сторон противоположных целей и стараний по овладению одним объектом.
В межличностных конфликтах обнаруживаются субъекты и объекты конфликта .
Участники, отстаивающие свои личные интересы, тщательно прилагающие усилия для достижения целей относятся к субъектам межличностного конфликта. Под объектом межличностного конфликта понимается предмет, на который претендуют его участники. Каждый з противоборствующих сторон пытается достичь эту цель.
В число конструктивных функций межличностных конфликтов входят:
1) познавательная: возникновение конфликта выступает в качестве признака неблагоприятных отношений и возникновения противоречий;
2) функция развития: благодаря конфликту совершенствуются процесса взаимодействия;
3) инструментальная: благодаря конфликту плодотворно решаются противоречия;
4) перестроечная: с помощью конфликтов совершенствуется взаимопонимания участников.
Деструктивные функции межличностных конфликтов:
1) разрушают установленную совместную деятельность;
2) портятся или разваливаются отношения;
3) досадное самочувствием участников;
4) слабая результативность последующего взаимодействия и др
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Артемов Г. П., Алейников А. В., Пинкевич А. Г. Конфликтогенные факторы образовательной деятельности в высших учебных заведениях: принципы и методы организации мониторинга // Интеграция образования.2018.Т. 22.№2 (91). https://doi.org/10.15507/1991-9468.091.022.201802.274-289
2) Анцупов А. Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2018.
3) Белов, В.М. Психология здоровья / В.М. Белов. - СПб.: «Алетейя», 2018.
4) Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2018.
5) Гулаева М. И. Управление конфликтами в образовательной организации // Инновационная наука. 2015. №10-3. C. 95-97
6) Евграфова, Ю. А. Супружеские конфликты в молодой семье / Ю. А. Евграфова. // Высшее образование сегодня. – 2019. – №2. – С. 54-55.
7) Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. - М.: Славянский диалог, 2018.
8) Лукьянова Л. Н. Причины возникновения конфликтов в образовательных учреждениях и пути их решения // Научные исследования в образовании. 2011. №10. C. 49-58.
9) Милушкина И. В. Технология управления конфликтами в педагогическом коллективе// Талантливый педагог. 2013. № 4.
10) Николаева А. А., Савченко И. А., Степанова О. С. Роль учителя в профилактике конфликтов посредством информационной безопасности в образовательном учреждении // Научно-педагогическое обозрение. 2018. №2 (20). С. 125-130.
11) Поташник М. М. Управление качеством образования. М.,2019
12) Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Психология конфликта и переговоры. - М.:Академия, 2019.